11 октября 2023 года прошел ровно один год как Япония открыла свои границы для иностранных туристов.
В 2020—2021 годах туристический бизнес в Японии и не только туристический, но и авиационные и железнодорожные перевозки были на грани краха. Пандемия катастрофически повлияла не только на туризм из вне, но и внутренний туризм. Передвижения граждан по стране сократились на 99,9 процентов.
Многие предприятия туристической отрасли стали искать альтернативные способы деятельности. Так, к примеру традиционные японские гостиницы — рёкан, стали предлагать на вынос еду с напитками и даже воду из горячих источников (10 литров), которую можно было добавить в свою ванну и таким образом представлять, что находишься в онсене в гостинице. А чтобы полностью войти в состояние «путешествия» администрация рёкана предлагала пройти онлайн регистрацию с просмотром видео о предоставляемых услугах.
Но бизнес бизнесом, а жители больших городов, входящих в число популярных туристических мест, вздохнули с облегчением, в прошедшие два года. О том, что жители Киото страдают от «загрязнения туризмом» я писала в статье о своем путешествии в Киото.
Для туристов Япония привлекательная страна своей самобытностью, симбиозом древних традиций с передовыми технологиями.
В 2019 году, до коронавируса, префектуру Киото посетило более 74 млн. человек (на разных японских сайтах цифры разнятся с большой погрешностью). В это число входят не только туристы, но и лица, посетившие префектуру в силу других обстоятельств (работа, учеба и т.д.). И вот 2020 и 2021 год принес тишину и покой на улочки города. Фото достопримечательностей Киото без многочисленных туристов будут чуть ниже.
Это было время, когда планировалось пересмотреть принципы туризма, и с обслуживания больших групп перейти на индивидуальные туры или туры небольшими группами. Тем самым снижая возможность контакта среди большого количества людей и соответственно возможного заражения.
Но прошедший 2022—2023 год показал, что туризм в Японии набрал свои обороты и хотя цифры еще не достигают показателей 2019 года, но уже близки к ним. Так, префектура Киото приняла почти 67 млн.туристов, что составляет около 90% от численности приезжих до закрытия границы и ограничения перемещения внутри страны.
Внутренний туризм восстановился почти в полном объеме, а в иностранном туризме просматривается тенденция «повторности». То есть в Японию поехали те, кто уже раньше посещал эту необычную и интересную страну.
Половина иностранных туристов являются представителями Азии, таких стран как Китай, Тайвань, Гонконг.
Также замечена ещё одна тенденция, что путешествия иностранных туристов стали длительнее и ограничиваются не только крупными городами, такими как Токио, Осака, Киото и популярными туристическими маршрутами. Интерес появился к местам, не являющимися туристическими, в том числе к маленьким городам и сельской жизни. Местные жители небольших населенных пунктов проводят для иностранных гостей мастер-классы по традиционным направлениям, для проживания иностранцев используются пустующие дома или старые отели.
Япония открыла границы для туристов и туристический бизнес возвращается в привычное русло, но жителей туристических городов уже охватывает беспокойство от «чрезмерного туризма». И речь не только в том, что большое количество туристов мешает нормальной жизни местных жителей. У иностранных путешественников отсутствует культура соблюдения дистанции внутреннего пространства. Они не задумываются о том, что шумное поведение, бесцеремонность мешают окружающим. В последнее время всё больше и больше встречаются случаи вандализма по отношению к историческим памятникам. Туристы загрязняют окружающую среду и ландшафт, наносят вред природе и её обитателям.
Несмотря на всю доброжелательность и тактичность японского народа бесцеремонность туристов, отсутствие элементарной культуры заставляет местных жителей относиться к приезжим с предубеждением. Причиной этому являются:
- чрезмерная скученность в общественном транспорте, в частности в автобусах и поездах;
- аналогично — большое количество туристов создают очереди в магазинах, кафе, ресторанах, культурных объектах — храмах, театрах и т.д.;
- отсутствие манер у иностранных туристов. Для японцев очень важно не создавать для окружающих неудобства или беспокойство (мэйваку). Принцип не создавать мэйваку воспитывается в них с самого детства. Такого же отношения к себе хотят японцы и это вполне справедливо;
- фотосъемки, которые мешают движению или фотосъемки, которые затрагивают личности. В моем путешествии по Японии были разные случаи, когда прохожие активно и с удовольствием откликались на возможность запечатлеть себя на фото и наоборот с категорической отрицательной реакцией на возможность сделать фото с их участием.
Осень, как и весна в Японии оживленная пора,так как начинается время любования японским кленом. Вся Япония собирается в места, в которых особенно красивы краски красных листьев момидзи.
В этом году муниципальные власти Киото подготовили ряд мероприятий, которые, как предполагается, помогут разгрузить городские улицы от транспорта.
Так, в сентябре была прекращена продажа однодневных проездных билетов на автобусы и в тоже время гражданам предлагается пользоваться метро. В выходные дни в районах популярных храмов будет ограничено движение транспорта. А в Киото машин очень много.
Также, чтобы каким-то образом уменьшить поток посетителей на рынок Нишики, куда с трудом попадают местные жители, ведется пропаганда, путем размещения плакатов и аудиообъявлений на нескольких языках с просьбой воздержаться от еды во время прогулок. Такие меры предполагают, что туристы, не имеющие возможности попробовать еду на рынке, откажутся от его посещения.
Япония решает сейчас сложную задачу в поиске золотой середины между развитием туристического бизнеса в стране и созданием условий комфортного проживания для местных жителей в местах, пользующихся большой популярностью у туристов.
А сейчас в сравнении фотографии 2017 года, когда Киото был наполнен туристами и пустые улочки 2020 года.
Один из известных храмов Японии считается Золотой павильон Кинкакудзи. Ни одна фотография не сможет передать всю красоту и величие храма. В 1994 году Золотой павильон был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Историю создания храма и трагедию его постигшую, можно прочитать здесь.
В 2017 году желающих посетить храм было много. Если заблаговременно не купить билеты или не прийти в храм к открытию, то приходилось в очереди стоять долго, несмотря на то, что работало несколько касс.
Фотографии 2020 года с японского сайта, тоже самое место, но абсолютно пустое.
Бамбуковый лес Сагано, одно из излюбленных мест туристов. Справедливости ради, хочу сказать, что безлюдные тропинки бамбукового леса можно было запечатлеть и раньше — если придти рано утром. Но к часам 10-11 тропинки между деревьями заполнялись туристами. Часть из них шла покататься на романтическом поезде, а вторая прогуливалась в тени бамбука, спасаясь от летней жары.
2020 год
Храм Фусими Инари очень популярное место в Киото. Он известен своими воротами — тории. Это очень красивое место, но мы, к сожалению, его посетили поздно, практически в темноте, но даже в такое время гуляли запоздалые туристы. О храме я писала здесь.
2020 год внес свои коррективы и даже днем это место было безлюдным.
Киото древняя столица Японии. Однажды я прочитала такое размышление человека, побывавшего в Японии: "что-то я никогда не слышал фразу «Увидеть Киото и умереть!»
Действительно, я тоже не слышала, но это не потому,что Киото не стоит этой фразы. Сколько ваших знакомых посещали Японию? Основной поток туристов в Японии из азиатских стран, европейцев не так часто можно встретить на улицах японских городов. Но Киото стоит того, чтобы хоть раз в жизни пройтись по его улочкам и посетить буддийские и синтоистские храмы.
Туристов в Киото очень много. В автобусы зайти или выйти (если это не конечная остановка) большая проблема. Все кафе в полдень заняты. Учитывая, что наша группа состояла из двух человек, то со скрипом, но нам предлагали место за столиком. В основном в кафе и ресторанах на центральных улицах Киото для больших групп место бронируется заранее.
Улицы заполнены мужчинами и женщинами одетыми в национальные костюмы: кимоно, кинтяку и юката. И здесь уже не поймешь японцы это или азиаты. Помогает только язык. Один знакомый говорил, я фотографируюсь только с японцами, а для этого необходимо спросить на японском языке разрешение и услышав ответ точно определишься кто перед тобою японец или представитель другого народа.