Золотой павильон Кинкакудзи

Золотой павильон Кинкакудзи, один из самых известных храмов не только Киото, но в целом Японии. Несмотря на свои небольшие размеры он обрел большую известность и популярность благодаря своему необычному виду, материалу из которого он построен и реликвиям, хранящимся на территории этого храма.

Золотой павильон  金 閣 寺/Kinkaku-ji  был построен в 1397 как загородная резиденция сёгуна Асикага Ёсимицу (1358—1408), который после передачи власти и полномочий правления страной своему сыну, постригся в монахи и последние 11 лет своей жизни провёл в уединении.  После его смерти храм был передан, согласно его воле, буддистской школе дзен-риндзай.

Золотой павильон в Киото является лишь частью храмового комплекса Рокуон-дзи «Храм оленьего сада». Это название комплексу было дано уже после смерти  сёгуна Асикага Ёсимицу (его посмертное имя - Рокуониин). На территории комплекса расположена небольшая пагода はくやのつか/ Могила белой змеи, храм Ачалы и Ходзе,  часовня , чайный домик, другие постройки,  два пруда и лес. Ранее здесь располагалось много пышных сооружений, павильонов, комнат, храмов. Со временем часть из них была перенесена в другие  буддийские храмы, а часть сгорела в период онинской войны (гражданская 10-летняя война, 1467—1477).

Легенда

В пруду храма Кинкакудзи есть пагода, называемая Могила белой змеи. Легенда связана с именем третьего сёгуна Асикага Ёсимицу, который якобы имел много любовниц, одна из них сильно завидовала остальным и бросилась в пруд, став белой змеей. Поэтому Ёсимицу построил Белый курган, чтобы утешить ее душу. Именно поэтому говорят, что белая змея — это символ ревности. Но на самом деле пагода построена потому, что легендарное существо было божеством-хранителем семьи Хосокава, которая раньше владела этими землями.

Храм оленьего сада

Храм оленьего сада

Золотой павильон

Золотой павильон построен в стиле экстравагантной культуры Китаяма/ культура Северной Горы, которая получила своё развитие в первой половине XIV века и начала XV века. Культура Китаяма представляла собой симбиоз традиционной японской культуры, присущей аристократическим кругам  с обычаями самураев. Это наглядно видно в архитектуре храма. Павильон Кинкаку-дзи используется как  сяридэн — хранилище реликвий Будды.

Золотой павильон Кинкакудзи

Описание золотого павильона

Частично описание павильона я приведу из книги А. Бондаря «Всё о Японии» (вернее описание стилей, которые присутствуют во внутреннем строение золотого храма):

Само сооружение храма Кинкаку представляет собой удачное преднамеренное сочетание трёх архитектурных стилей: первый этаж — синдэн-цукури, то есть стиль императорского дворца. Второй этаж построен в стиле букэ-цукури, то есть в стиле самурайской усадьбы. Третий этаж — стиль караёо, то есть собственно стиль буддийских храмов. Каждый этаж Кинкаку имеет своё название: первый — Хоо-суй, второй — Тёо-он-доо, третий — Куккёо-тёо.

Павильон Кинкаку-дзи представляет собой квадратное 3-х этажное сооружение высотой 12,5 метров. Первый этаж, как уже было сказано представляет собой традиционную дворцовую архитектуру и называется Залом очищения. Внутри в качестве разделения пространства используются лёгкие переносные ширмы, сёдзи. Неокрашенное дерево благородных пород является частью отделки. Таким образом минимализм архитектуры позволяет посетителю сосредоточиться не на интерьере, а на  пейзаже, который открывается за окнами павильона.

Золотой павильон Кинкакудзи

   В центре первого этажа хранится статуи Будды, а слева от неё основателя храма - Асикага Ёсимицу. При открытых сёдзе на веранде павильона статуи можно увидеть снаружи. Я не видела. когда посещала храмовый комплекс. Хотя когда внимательно посмотрела фотографии на приближение, то смутно статуи увидела всё же.

Золотой павильон

Второй этаж, Пещера милосердия, предназначен был для музицирования и чтения стихов, стены украшены живописью. Этаж был построен в стиле самурайских жилых апартаментов.  Внутри находится сидящий Каннон Бодхисаттва, окруженный статуями Четырех Небесных Королей, однако, статуи не предназначены для показа.

Третий этаж называется Вершиной пустоты, он предназначен для проведения буддистских обрядов и здесь находились мощи Будды Шакьямуни. Первоначально планировалось, что всё сооружение будет покрыто золотом, но при жизни Асикага Ёсимицу успел воплотить свои замыслы только покрыв золотом потолок третьего этажа. Сегодня (после восстановления и реконструкции) второй и третий этаж с внутренней и внешней стороны полностью покрыт золотом. На крыше храма, покрытой корой деревьев водрузилась птица феникс.

Трагедия Золотого павильона

За свою долгую историю, более 600 лет храмовый комплекс Рокуон-дзи, пережил много пожаров и разрушений. После пожара 1565 года, который сжег храм дотла оставалось только два оригинальных сооружения: Золотой павильон и Зал Фудо, в котором хранится святой камень — хранитель всего монастыря. И когда позади остались все войны, разрушения и пожары, в 1950 году, 2 июля Золотой павильон Кинкакудзи был сознательно уничтожен пожаром от рук человека. Храм сгорел полностью и все сокровища Будды были уничтожены огнём.

Молодой послушник Хаяси Йокен , 21 год, впоследствии признанный психически больным, поджёг храм при попытке самоубийства. Считается, что причиной было то, что монах не смог смириться с тем, что на земле существует такая совершенная красота. И это действительно правда (про совершенную красоту), так как Золотой павильон в Киото был построен как воплощение буддийского рая на земле. Располагаясь на берегу пруда и отражаясь в его зеркальной глади он находится как бы между небом и землёй.

После долгих расчетов в 1955 году храм решили восстановить и началась кропотливая работа по воссозданию павильона в максимально возможной приближенности к оригиналу. Восстановление  шло на основе инженерных данных и фотографий. Сейчас Золотой павильон выглядит так:

Золотой павильон Кинкакудзи

А ниже приведены фотография 1893 года и фото, сделанное сразу после пожара в 1950.

Золотой павильон

Золотой павильон


Золотой павильон в Киото

Можно сколько угодно долго говорить о красоте золотого павильона, но однозначно — это надо увидеть своими глазами!  Увидев Кинкаку оторваться от него невозможно. Красоту и завершенность картины создаёт не только павильон, а в целом ландшафт,  природа, окружающая небольшое, но уникальное строение. Кинкаку-дзи красив в любое время года, он величественно отражается в зеркальной глади пруда Кёко-ти, что мне напомнило очень красивый  замок Мацумото.  В пруду красиво расположились 10 каменных островков, среди которых 2 основных — это остров черепахи и остров журавля. Площадь пруда 60 600 м².  Летом здесь цветут ирисы, создавая неповторимую красоту. Кстати ирисы считаются цветком самурая, символизирующий стойкость мужчины и воина. Но мой Кинкаку — осенний. Это был теплый солнечный день.

Золотой павильон Кинкакудзи

Золотой павильон Кинкакудзи

Несмотря на то, что на фотографиях нет людей, протолкнуться по дорожкам было невозможно. Учитывая, что к павильону практически нет подхода и его можно фотографировать только издали, каждый турист норовит подойти поближе к ограждению и сделать фото. Я тоже делая фотографии понимала, что практически на каждой из них одно и тоже изображение, но остановиться не могла. Хотелось запечатлеть красоту как можно больше.

Золотой павильон Кинкакудзи

Золотой павильон Кинкакудзи

Золотой павильон Кинкакудзи

В строительстве Золотого павильона использовались золотые листы 0,45-0,55 мкм, количество в районе 200 000 листов (около 20 кг)

Золотой павильон

Сад окружающий павильон был разбит в XIV веке и сегодня здесь растут сосны, посаженные более 600 лет назад. Площадь сада составляет около 132 000 м².  Самые старые деревья в нем были посажены еще сёгуном Есимицу.

Золотой павильон Кинкакудзи

Кинкаку-дзи стал прототипов для другого храма, так же расположенного в Киото — Гинкаку-дзи, Серебряный павильон, построенный в 1483 году внуком сёгуна Асикага Ёсимицу.  На самом деле павильон серебряный только на бумаге, а в действительности он деревянный.

Золотой павильон

Экскурсия по Храму оленьего сада была недолгой, но очень эмоциональной. Было удивительно увидеть золотой дом воочию, тем более, что он является частью картинки на моём блоге. Пройдя по проторенному маршруту и поднявшись наверх по лестнице в глубину сада очень захотелось вернуться обратно и ещё раз всё посмотреть. Но во-первых времени на повтор не было и кроме этого идти против течения нескончаемого потока туристов было просто невозможно.

Золотой павильон

Храм оленьего сада