Одной из ярких  достопримечательностей Киото является храм Фусими Инари. Так случилось, что этот необычный храм мы посетили поздно вечером, к моему разочарованию. Я много читала о том, что храм необычайно красив на рассвете, когда ещё нет туристов и восходящее солнце освещает и без того солнечно-яркий храмовый комплекс. Но мне выбирать не приходилось (издержки групповых туров), так как на утро было запланировано посещение бамбуковой рощи. Сравнивая два этих места, я и сейчас считаю, что Фусими Инари следовало отдать предпочтение и осмотреть его утром или днём. Но, пожалуй, это единственный момент в моём путешествии по Японии, который я хотела бы поменять местами.

Тем не менее наш вечерний променад был интересным и волнительным. Красивое освещение храмового комплекса настраивало на торжественно-восторженный лад, а относительная малочисленность туристов позволяла не торопясь рассматривать то, что возможно было увидеть в темноте.

На входе в Фусими Инари Тайся (伏見稲荷大社) нас встретила посланница бога Инари — кицунэ.  Во всех храмах Инари, кицунэ — основной персонаж. Многочисленные статуи лисиц встречаются повсеместно. Как правило они располагаются парами, олицетворяя мужское и женское начало, так же можно увидеть лис с красными нагрудниками (ёдарэкакэ/ 涎掛け/ детский нагрудник).  Нас же у входа ждала лисица, которая держала в пасти  (на мой взгляд) сноп риса.

Фусими Инари

Особенность статуй кицунэ заключается в том, что несмотря на свою схожесть это, практически, индивидуальная работа, каждая из лисиц единственная в своём образе. Кицунэ, как правило, в своей пасти или под лапой держат определенный символический предмет. Это может быть сноп риса, драгоценный камень, ключ, свитки или шар. Постоянное присутствие кицунэ в храмах Инари породило ошибочную версию, что Инари и есть кицунэ. В действительности же Инари почитают как бога урожая, плодородия, риса. Изначально Инари покровительствовал плодородию зерновых культур и со временем его влияние распространилось на воинов, кузнецов, рыбаков, в целом на развитие промышленности и достижения изобилия.

Инари считается одним из главных ками (богов) в синто. Его образ так же неоднозначен и может быть представлен как в виде женщины, так и мужчины. Для кого-то это образ  молодой девушки, а для кого-то старика, нагруженного рисом. Кто-то видит ками в образе кицунэ, а кто-то в образе дракона, паука или змеи. Всё зависит от местных традиций и верований. И не мудрено, ведь храмы Инари расположены по всей территории Японии и только официально действующих насчитывается свыше 32 тысяч. На один такой островок владения Инари мы поднимались когда были в городе-онсенов Кусацу и тоже поздно вечером :|.

Итак, мы зашли на территорию храма через большие тории. Такие врата будут теперь на протяжении всего нашего пути. Ярко оранжевый (красный) цвет торий постоянно заставляет думать — «почему оранжевый» (или правильнее киновари?), «почему в Японии мосты к замкам, храмы и тории такого яркого цвета?» И это очень красиво и зрительно. Настолько зрительно, что какие-то вещи стираются из памяти, а тории или мост к замку Мацумото просто постоянно в голове, как будто только сегодня смотрел на них.

Фусими Инари

Фусими Инари

По ходу движения, впереди расположены ещё одни тории и далее главные ворота «romon», которые были возведены в 1589 году Тоётоми Хидэёси как подарок храму. Это самое большое здание на территории храма.

Фусими Инари

Совсем немного истории: хотя официальная дата возведения храма на горе Инари в районе небольшой деревни Фусими датируется 711 годом, считается, что поклонение Инари началось ещё в 5 веке, имя божества означает «растущий рис». В 900-х годах Фусими Инари Тайся был одним из 22 храмов Японии, выбранных судом для имперского покровительства. Популярность Инари росла с каждым годом, увеличивая поток паломников. К 1338 году фестиваль храма Инари по популярности и великолепию был близок к фестивалю Гиона, который так же проходил в Киото.

В 1468 году, во время гражданской войны храмовый комплекс был сожжен. На его восстановление потребовалось 30 лет.

Фусими Инари

Перед главными воротами сидят две лисицы (к сожалению их плохо видно), левая лиса держит ключ, а правая — драгоценный камень. Хотя вот, увеличенный вариант.

Фусими Инари

Прежде чем зайти в ворота необходимо осуществить омовение.

Фусими Инари

Между воротами и главным залом построен  внешний зал, это важное культурное достояние, так же построено  Тоётоми Хидэёси.

Фусими Инари

Башни, дворцы, главные залы всё это находится практически на входе. Выполнено в одном стиле — оранжево-красном, в цвете солнца. С одной стороны вечернее время не дало в полной мере насладится красками и убранством святынь, а так же сделать качественное фото. С другой стороны грамотно оформленная подсветка сделало это место сказочно красивым.

Фусими Инари  Фусими Инари

Сам же храм божества Инари расположился в лесу священной горы на высоте 233 метра. Подъём занимает приблизительно 2 часа. Далеко не все туристы добираются до места силы, а ограничивают своё посещение осмотром достопримечательностей внизу, либо доходят до середины пути где расположена смотровая площадка со множеством магазинчиков. В вечернее время магазины закрыты, а вот храм работает круглосуточно и посещение его бесплатное.

Побродив и сделав фотографии (большей частью неудачные) мы направились, к тому, что собственно и привлекает туристов всех стран, в том числе и японских — это Senbon Torii. Действительно основным символом храма Фусими Инари считаются многочисленные тории. Это очень красиво. Чтобы понять, что чувствуешь когда заходишь в священные ворота, надо испытать самому. Это путь от людского мира в потусторонний мир. Возможно именно ночью тории производят большее впечатление. Уже на этом участке пути туристов стало мало и перед нами открылся загадочный красный тоннель с причудливыми бликами, местами хорошо освещённый, местами устрашающее тёмный.

Мне было бы жутковато здесь бродить, если бы я была одна. Но интерес и любопытство всё же преобладал. Говорят, что проходя по длинному пути  священных ворот человек очищается прежде чем предстать перед божеством. Так же проходя по дороге красных торий надо загадывать желание и чем крепче ты думаешь о нём, тем больше вероятности, что оно сбудется. Но в тот момент я не знала об этом поэтому просто шла открыв рот от восхищения.

Фусими Инари

Фусими Инари

Длина Senbon Torii составляет около 400 метров и вход в тоннель из торий это вход на священную гору Инари.  Можно увидеть информацию, что количество торий в Фусими Инари Тайся — 10 000, но когда идешь по бесконечному коридору кажется, что их гораздо больше. Если ещё учесть, что миниатюрные тории разложены практически на каждом боле-менее подходящем выступе.

Senbon Torii — просто фантастическое пространство и в темноте он очень красив, как будто мир вокруг растворился и остались только огненные тории.

Фусими Инари

Фусими Инари

Многим из этих священных ворот более тысячи лет, некоторые из них требуют ремонта. Тории изготавливают из различных материалов: дерева, камня, металла, пластмассы — подходит любой строительный материал, но наиболее распространенный это древесина и камень. Разглядывая фотографии увидела, действительно тории нуждаются в ремонте.

Фусими Инари

Тории в храме Инари — это пожертвование прихожан храму в знак благодарности божеству за исполнение желаний. Учитывая количество торий можно предположить, что желания исполняются часто. Или это всё же надежда на исполнение желаний?

Кстати у «исполнения желания» есть своя цена и она выражена на картинке ниже. И да, чем больше тории, тем выше цена. Для кого-то цена в полтора миллиона иен — не вопрос. Зачастую такие щедрые дары преподносят фирмы и корпорации. Физические лица тоже вносят свою лепту в длинную вереницу торий, из которых просто устлан весь путь в гору, к храму Фусими Инари.

Фусими Инари

На обратной стороне священных ворот можно прочитать имя дарителя или название компании.

Фусими Инари в Киото, вечернее знакомство с храмом

Фусими Инари

Уже позже, читая информацию о храме, я увидела, что Senbon Torii разветвляются и представляют собой, как-бы двухстороннее движение. Ряд торий с правой стороны — это путь к храму, левый тоннель предназначен для возвращения.  Но как показывает практика не все придерживаются этого правила и тогда в час пик не очень то приятно проталкиваясь проходить по священному коридору.

Увидев такое фото в интернете, я ещё раз пересмотрела свои — но нет, я этого не сфотографировала, по всей видимости в темноте и в отсутствии людей я не заметила этот шедевр, сосредоточившись на одном из них, ведь пройти мимо них было просто невозможно.

Senbon Torii

Храм Фусими Инари считается местом силы, тории были построены как граница, соединяющая мир людей с миром где существует Бог.

Поднимаясь к святилищу, проходя через  тысяча торий человек очищает свой разум и тело прежде чем придти к священному месту. Для многих туристов это просто достопримечательность, но японцы приходя в храм, в мир божества очищают свой разум. Проходя через тории исчезают невидимые загрязнения души и тела. Не могу сказать насколько серьёзное отношение у японцев к религии, так как читала прямо противоположные вещи, что они атеисты и религия, это способ, грубо говоря, «веселья», другие наоборот говорят о религиозности японцев. Очень много японцев посещают храмы, преподносят дары, совершают  паломничество, не думаю, что это делается ради увеселения. Японцы ко всему относятся серьёзно и основательно.

Среди многочисленных туристов, практически по всем достопримечательностям Японии, основную массу представляют сами японцы. В новогодние дни, за три дня храм посещают приблизительно 3 миллиона человек, представляю какое здесь движение :x.

Фусими Инари

Мы шли и шли по коридору из торий, время от времени встречая немногочисленных туристов, поднимаясь вверх. Впереди нас ждала смотровая площадка. Это приблизительно половина пути. Усевшись на лавочки мы смотрели на расположившийся внизу Киото. Город сверкал разноцветными огнями. Покой, умиротворение и небольшая усталость были во мне. В такое позднее время, разумеется все магазинчики были закрыты. Рядом находились такие же запоздавшие туристы, как мы. Посовещавшись мы решили не подниматься дальше. Как я и писала раньше ориентировочное время на подъём к храму — 2 часа, столько же на спуск. У нас просто не было столько времени, а ночевка наша предполагалась в Осаке (если мне не изменяет память).

Фусими Инари

Фусими Инари

Спускаясь я сделала ещё несколько фотографий и вернувшись к истокам комплекса ещё побродила у ворот и многочисленных построек. Здесь туристов было больше, кто-то звонил в колокольчики, кто-то кидал монетки на алтарь. Учитывая, что храм работает круглосуточно, наверняка жизнь здесь продолжается допоздна. В следующий раз хочется увидеть Фусими Инари утром, в хорошую погоду.

Фусими Инари

Фусими Инари