Корейская мифология специфична. Она по большей части связана не с мифами о богах, а с историей страны и сказочным миром. Одним из мифических образов, правильнее сказать сказочных образов Кореи с древних времен, является девятихвостый лис или Кумихо.
Девятихвостый лис существо неоднозначное. В классическом повествовании девятихвостых лисов рассматривают как в образе позитивных, так и негативных существ. Так в мистических лисах сосуществует божественное и дьявольское начало. При этом божественная и демоническая природа девятихвостого лиса смешивались и переходили из одного состояния в другое. В процессе перехода от божественного к демоническому в кумихо оставались следы божественности.
Изначально, в ранние времена возникновения государства на корейском полуострове, образ кумихо представлял собой положительное существо, помогающее людям и творящее добрые дела. Но божественность кумихо начинает исчезать под воздействием новых религий и учений, пришедших на смену местным верованиям. Так, божественность мифических лис сначала ослабевает, а затем полностью отвергается конфуцианским учением. Таким образом на смену божественности тысячелетних лис пришел образ демона, лисьего монстра, встреча с которым опасна для человека.
Оглавление
Как переводится Кумихо
Кумихо 구미호 переводится как «девятихвостый лис» (где 구 — девять, 미 — хвост, 호 — лиса).
Кумихо может приобретать образ как женщины, так и мужчины. Первоначально образ Кумихо представлялся как образ красивой девушки. С течением времени всё чаще в легендах и сказках и особенно в период развития киноиндустрии в Корее, в образе кумихо появляется красивый молодой парень.
Девятихвостая лиса — это воображаемое мистическое животное, которое, как полагают, обладает магическими способностями. Согласно легенде, хвост лисы разделяется на две части каждый раз когда она тренируется в течение 500 лет. А когда у неё появляется девять хвостов, то лиса становится бессмертной.
Девятихвостый лис — первые упоминания
Лисы-оборотни как ни один другой персонаж китайского фольклора вышли за пределы Поднебесной и поселились во всевозможных культурах, в том числе в Кореи и Японии. Тонкой красной нитью рассказы о лисах проходят сквозь всю долгую историю Китая, Кореи и Японии, тем не менее до сих пор оставаясь очень малоизученным явлением древней восточной литературы.
Первые сведения о девятихвостой лисе появились в китайской мифологии и описаны в «Классике гор и морей» примерно в 4 веке до нашей эры. В этом сборнике описаны географические аспекты прилегающих земель, гор, пустынь и морей, большое количество фантастических и странных описаний растительности и животных. «Классика гор и морей» представляет собой сборник мифических рассказов.
Девятихвостая лиса на корейский полуостров пришла из страны под названием Цинцю и жила на востоке Кочосона (первое корейское государство).
В корейском историческом документе о трёх королевствах Кореи: Когурё, Пэкче и Силле в «Самгук Саги» (Хроника трёх королевств) описаны много разных историй о девятихвостых лисах. И хотя напрямую девятихвостые лисы не упоминаются, такие истории повествуют о превращении лисы в человека.
В хрониках много рассказов, посвященных лисам. В корейской версии wiki можно найти выдержки из Самбук Саги с описанием эпизодов, в которых действующим лицом является лиса, обладающая магическими свойствами.
Согласно древним мифам долгоживущая лиса превращается в людей с помощью даосской магии.
В «Хрониках трех королевств» рассказывается история как Он Дал, генерал Когурё, муж принцессы Пхёнган, сбежал, впервые увидев свою будущую жену. Он сказал, что принцесса Пхёнган не человек, а лиса или призрак.
Также в хрониках есть описание, что во время правления Уиджа, который был 31-м и последним правителем Пэкче во дворец вошла белая лиса и предсказала падение королевства.
Рассказы о Кумихо встречаются в многочисленных корейских сказках, некоторые из них можно найти в энциклопедическом Сборнике корейской устной литературы.
Различные версии мифов и фольклора разделяют единую концепцию, что лисий дух является результатом долгой жизни и накопления энергии, что наделяет лис способностью изменять облик, обычно появляясь в облике женщины.
В древних трактатах кумихо упоминается как доброжелательное существо, помогающее людям и нередко сама лиса становилась жертвой злых людей.
В корейском королевстве Силла лисам поклонялись как священным существам. Так летописи говорят, что во время правления династии Силла на горе жил Черный лис — бог. Буддийский монах поднялся на гору для молитвы. Черный лис с интересом наблюдал за монахом, а затем подошел и сказал, что ему почти 3000 лет и что ему известно всё о будущем. Но учитывая, что монах сейчас находится на горе, то нет смысла ему (лису) находиться здесь и почему бы людям не изучить буддизм для своей пользы и для того, чтобы добиться хороших результатов в будущем. Спустя какое-то время Черный лис оставил своё тело на горном перевале, освободив дух.
В более поздней литературе девятихвостый лис часто изображался оборотнем: получеловек-полулис, окровавленный, выкапывающий по ночам из могил человеческие сердца.
Во времена династии Корё описание девятихвостого лиса уже носило негативную окраску и Син Дона, корейского буддийского монаха, ученого, государственного деятеля и реформатора поздней эпохи Корё (1322—1371) изображали как духа старого лица, за то что он любил алкоголь и женщин. Син Дон боялся охотничьих собак, ненавидел охоту, ел черных цыплят и белых лошадей, чтобы повысить свою энергию. Противоречивые слухи о монахе распускали его политические противники.
Син Дон был обвинен в измене, заключен под стражу и убит. Говорят, что после смерти Син Дона видели, как старая девятихвостая лиса кашляла кровью и падала в обморок в лесу за дворцом.
Для чего лисе бусинка
Особенностью кумихо в отличие от известных сородичей Китая — хули цзин и японской кицунэ является то, что корейский девятихвостый лиц обладает бусиной «ёуу гусеул» 여우 구슬, что буквально означает лисий мрамор. В летописях отсутствует информация о лисьей бусине. Всё, что о ней известно было передано в устных рассказах.
Для чего нужна бусина лису и чем она является сказания говорят разное. В одном случае говорят, что бусина это знания, в другом — душа и жизненная энергия, в третьем варианте бусина дает возможность ясновидения и чтения мыслей.
Кумихо может поглощать с помощью бусины жизненную энергию человека. Для этого он посылает бусину в рот человеку с помощью поцелуя, затем таким же образом забирает бусину обратно. Человек может проглотить бусину и тогда он наделяется особыми качествами, но не сможет обладать магическими возможностями кумихо.
Поверье говорит: «Если ты посмотришь на небо до того, как лисий шарик растает, ты получишь всю мудрость неба, и если ты посмотришь на землю, ты обретешь мудрость земли». Но человек не может видеть неба и только познает премудрости земли.
В отношении великих людей, таких как Ли Джи-хам (корейский ученый и провидец) и И Хван (корейский философ и писатель) говорили, что они проглотили лисью бусинку.
Как Кумихо может стать человеком
Изучая истории девятихвостого лиса в разных восточных культурах приходишь к выводу, что только корейский лис кумихо страстно желает стать человеком, в отличии от кицунэ и хули цзин.
В легендах и мифах описываются действия, которые должен сделать лис, чтобы стать человеком. Рецепты превращения кумихо в человека обрывочны и противоречивы. Иногда крайне противоположные, от необходимости соблюдения добродетели в течение длительного времени до поедания печеней и сердец.
Как правило, желание лисы стать человеком возникает при встрече любимого. Возможность прожить вместе в любви и согласии толкает её на испытания, в результате которых бессмертная жизнь лисы меняется на краткосрочную человеческую жизнь. Но существует своего рода клише, что девятихвостая лиса не может скрыть свою сущность до того как окончательно превратится в человека. Её любимый человек узнаёт, что рядом с ним кумихо и все любовные истории заканчиваются трагично.
Каким же способом кумихо может стать человеком?
- Как одна из возможностей превратиться в человека лис должен съесть 100 человеческих печенок.
- Также если кумухо выйдет замуж за человека и в течение 100 дней не обнаружит свою лисью сущность, то превратится в человека.
- Человеком можно стать если в течение тысячи дней не убивать и не есть людей.
Почему девятихвостый лис хочет стать человеком
Почему же кумихо так сильно хотят стать людьми, в то время как они обладают такими магическими способностями. Кумихо прекрасно маскируются, сильны, бессмертны, владеют магией. Зачем им менять свою жизнь на человеческую? Можно встретить разные мнения и предположения, вот несколько из них.
- Согласно буддийской теории причина, по которой девятихвостый лис хочет стать человеком, заключается в том, что только люди могут достичь просветления и освободиться от страданий и привязанности к чему-либо. Несмотря га эту теорию, все известные легенды о лисах никак не связаны с буддизмом.
- Одной из причин, может быть, цель божественного духа. В народных сказках Кореи упоминается, о том, что горным духом можно стать лишь приобретя форму человека и приняв образ жизни отшельника.
- Лисы хотят стать людьми, чтобы воплотить самые порочные черты человека: алчность, жестокость, лицемерие. Всё возможное зло может быть воплощено в человеке.
- Начиная с 80-х годов прошлого столетия тема любви, как причины, по которой лис хочет стать человеком приобретает всё большую популярность.
Почему у Кумихо девять хвостов
Число «3» в восточно-азиатских странах традиционно считается хорошим числом. Это число приносит удачу и богатство. Число «9» является производным от «3» и соответственно увеличивает удачу и богатство. Также число «9» означает долгую жизнь.
Императорская семья Китая с древних времен окружала себя символическим числом «9». Легенда о девяти драконах, мир был разделен на 9 государств, в Запретном городе было сооружено 9999 комнат.
Иногда цифра «9» несет в себе негативный оттенок, так как оно «длинное» и в конце-концов могут появиться неприятные последствия. Но в целом на этот счет никакой информации нет.
Считается, что число девять представляет собою что-то необычное. А животные, в которых присутствует девять, к примеру девять хвостов, несут в себе что-то благоприятное.
В китайской мифологии считается,что девятихвостая лиса представляет богиню Си-ван-му (Царица мать Западного рая). в Японии лиса является представителем бога изобилия Фусими Инари. Таким образом изначально лисы были божественными магическими существами и с течение времени происходила постепенная трансформация образа от божественности к демонизму. Связывают это с завистью людей перед мудростью, хитростью, ловкостью лисы.
источник:
https://www.dailian.co.kr/
https://www.kci.go.kr/
Азиатская мифология такая интересная. Столько информации о кумихо — класс! Я думала, что это сказки, а оказывается в древних писаниях о лисах есть упоминания. Только вот про бусину не совсем поняла, это хорошо если человек её проглатил?