Корейская мифология специфична. Она по большей части связана не с мифами о богах, а с историей страны и сказочным миром. Одним из мифических образов, правильнее сказать сказочных образов Кореи с древних времен, является  девятихвостый лис или Кумихо.

Девятихвостый лис существо неоднозначное. В классическом повествовании  девятихвостых лисов рассматривают как в образе позитивных, так и негативных существ.  Так в мистических лисах сосуществует божественное и дьявольское начало. При этом божественная и демоническая природа  девятихвостого лиса смешивались и переходили из одного состояния в другое. В процессе перехода от божественного к демоническому в кумихо оставались следы божественности.

Изначально, в ранние времена возникновения государства на корейском полуострове, образ кумихо представлял собой положительное существо, помогающее людям и творящее добрые дела. Но божественность кумихо начинает исчезать под воздействием новых религий и учений, пришедших на смену местным верованиям. Так, божественность мифических лис сначала ослабевает, а затем полностью отвергается конфуцианским учением. Таким образом на смену божественности тысячелетних лис пришел образ демона, лисьего монстра, встреча с которым опасна для человека.

Как переводится Кумихо

Кумихо 구미호 переводится как «девятихвостый лис» (где 구 — девять, 미 — хвост, 호 — лиса).

Кумихо может приобретать образ как женщины, так и мужчины. Первоначально образ Кумихо представлялся как образ красивой девушки. С течением времени всё чаще в легендах и сказках  и особенно в период  развития киноиндустрии в Корее, в образе кумихо появляется красивый молодой парень.

Девятихвостая лиса это воображаемое мистическое животное, которое, как полагают, обладает магическими способностями. Согласно легенде, хвост лисы разделяется на две части каждый раз когда она тренируется в течение 500 лет. А когда у неё появляется девять хвостов, то лиса становится бессмертной.

сказочный лис

 Девятихвостый лис — первые упоминания

Лисы-оборотни как ни один другой персонаж китайского фольклора вышли за пределы Поднебесной и поселились во всевозможных культурах, в том числе в Кореи и Японии. Тонкой красной нитью рассказы о лисах проходят сквозь всю долгую историю Китая, Кореи и Японии, тем не менее до сих пор оставаясь очень малоизученным явлением древней восточной литературы.

Первые сведения о девятихвостой лисе появились в китайской мифологии и описаны в «Классике гор и морей» примерно в 4 веке до нашей эры. В этом сборнике описаны географические аспекты прилегающих земель, гор, пустынь и морей, большое количество фантастических и странных описаний растительности и животных. «Классика гор и морей» представляет собой сборник мифических рассказов.

Девятихвостый лис

Иллюстрация к Классике гор и морей

Девятихвостая лиса  на корейский полуостров пришла из страны под названием Цинцю и жила на востоке Кочосона (первое корейское государство).

В корейском историческом документе о трёх королевствах Кореи: Когурё, Пэкче и Силле в «Самгук Саги» (Хроника трёх королевств) описаны много разных историй о девятихвостых лисах.  И хотя напрямую девятихвостые лисы не упоминаются, такие истории повествуют о превращении лисы в человека.

В хрониках много рассказов, посвященных лисам. В корейской версии wiki можно найти выдержки  из Самбук Саги с описанием эпизодов, в которых действующим лицом является лиса, обладающая магическими свойствами.

Согласно древним мифам долгоживущая лиса превращается в людей с помощью даосской магии.

В «Хрониках трех королевств» рассказывается история как Он Дал, генерал Когурё, муж принцессы Пхёнган, сбежал, впервые увидев свою будущую жену. Он сказал, что принцесса Пхёнган не человек, а лиса или призрак.

Также в хрониках есть описание, что во время правления Уиджа, который был 31-м и последним правителем Пэкче во дворец вошла белая лиса и предсказала  падение королевства.

Рассказы о Кумихо встречаются в многочисленных корейских сказках, некоторые из них можно найти в энциклопедическом Сборнике корейской устной литературы.

Различные версии мифов и фольклора разделяют единую концепцию, что лисий дух является результатом долгой жизни и накопления энергии, что наделяет лис способностью изменять облик, обычно появляясь в облике женщины.

В древних трактатах  кумихо упоминается как доброжелательное существо, помогающее людям и нередко сама лиса становилась жертвой злых людей.

В корейском королевстве Силла  лисам поклонялись как священным существам. Так летописи говорят, что во время правления династии Силла на горе жил Черный лис — бог. Буддийский монах поднялся на гору для молитвы. Черный лис с интересом наблюдал за монахом, а затем подошел и сказал, что ему почти 3000 лет и что ему известно всё о будущем. Но учитывая, что монах сейчас находится на горе, то нет смысла ему (лису) находиться здесь и почему бы людям не изучить буддизм для своей пользы и для того, чтобы добиться хороших результатов в будущем. Спустя какое-то время Черный лис оставил своё тело на горном перевале, освободив дух.

В более поздней литературе девятихвостый лис часто изображался оборотнем: получеловек-полулис, окровавленный, выкапывающий по ночам из могил человеческие сердца.

Во времена династии Корё описание девятихвостого лиса уже носило негативную окраску и Син Дона, корейского буддийского монаха,  ученого, государственного деятеля и реформатора поздней эпохи Корё (1322—1371) изображали как духа старого лица, за то что он любил алкоголь и женщин. Син Дон боялся охотничьих собак, ненавидел охоту, ел  черных цыплят и белых лошадей, чтобы повысить свою энергию. Противоречивые слухи о монахе распускали его политические противники.

Син Дон был обвинен в измене, заключен под стражу и убит. Говорят, что после смерти Син Дона видели, как старая девятихвостая лиса кашляла кровью и падала в обморок в лесу за дворцом.

Для чего лисе бусинка

Особенностью кумихо в отличие от известных сородичей Китая — хули цзин и японской кицунэ является то, что корейский девятихвостый лиц обладает бусиной «ёуу гусеул» 여우 구슬, что буквально означает лисий мрамор. В летописях отсутствует информация о лисьей бусине. Всё, что о ней известно было передано в устных рассказах.

бусина лиса

Для чего нужна бусина лису и чем она является сказания говорят разное. В одном случае говорят, что бусина это знания, в другом — душа и жизненная энергия, в третьем варианте бусина дает возможность ясновидения и чтения мыслей.

Кумихо может поглощать с помощью бусины жизненную энергию человека. Для этого он посылает бусину в рот человеку с помощью поцелуя, затем таким же образом забирает бусину обратно. Человек  может проглотить бусину и тогда он наделяется особыми качествами, но не сможет обладать магическими возможностями кумихо.

Поверье говорит: «Если ты посмотришь на небо до того, как лисий шарик растает, ты получишь всю мудрость неба, и если ты посмотришь на землю, ты обретешь мудрость земли». Но человек не может видеть неба и только познает премудрости земли.

В отношении великих людей, таких как Ли Джи-хам  (корейский ученый и провидец) и И Хван (корейский философ и писатель) говорили, что они проглотили лисью бусинку.

Как Кумихо может стать человеком

Изучая истории девятихвостого лиса в разных восточных культурах приходишь к выводу, что только корейский лис кумихо страстно желает стать человеком, в отличии от кицунэ и  хули цзин.

В легендах и мифах описываются действия, которые должен сделать лис, чтобы стать человеком. Рецепты превращения кумихо в человека обрывочны и противоречивы. Иногда крайне противоположные, от необходимости соблюдения добродетели в течение длительного времени до поедания печеней и сердец.

Как правило, желание лисы стать человеком возникает при встрече любимого. Возможность прожить вместе в любви и согласии толкает её на испытания, в результате которых бессмертная жизнь лисы меняется на краткосрочную человеческую жизнь.  Но существует своего рода клише, что девятихвостая лиса не может скрыть свою сущность до того как окончательно превратится в человека. Её любимый человек узнаёт, что рядом с ним кумихо и все любовные истории заканчиваются трагично.

Каким же способом кумихо может стать человеком?

  • Как одна из возможностей превратиться в человека лис должен съесть 100 человеческих печенок.
  • Также если кумухо выйдет замуж за человека и в течение 100 дней не обнаружит свою лисью сущность, то превратится в человека.
  • Человеком можно стать если в течение тысячи дней не убивать и не есть людей.

Почему девятихвостый лис хочет стать человеком

Почему же кумихо так сильно хотят стать людьми, в то время как они обладают такими магическими способностями. Кумихо прекрасно маскируются, сильны, бессмертны, владеют магией. Зачем им менять свою жизнь на человеческую? Можно встретить разные мнения и предположения, вот несколько из них.

  • Согласно буддийской теории причина, по которой девятихвостый лис хочет стать человеком, заключается в том, что только люди могут достичь просветления и освободиться от страданий и привязанности к чему-либо. Несмотря га эту теорию, все известные легенды о лисах никак не связаны с буддизмом.
  • Одной из причин, может быть, цель божественного духа. В народных сказках Кореи упоминается, о том, что горным духом можно стать лишь приобретя форму человека и приняв образ жизни отшельника.
  • Лисы хотят стать людьми, чтобы воплотить самые порочные черты человека: алчность, жестокость, лицемерие. Всё возможное зло может быть воплощено в человеке.
  • Начиная с 80-х  годов прошлого столетия тема любви, как причины, по которой лис хочет стать человеком приобретает всё большую популярность.

Почему у Кумихо девять хвостов

Число «3» в восточно-азиатских странах традиционно считается хорошим числом. Это число приносит удачу и богатство. Число «9» является производным от «3» и соответственно увеличивает удачу и богатство. Также число «9» означает долгую жизнь.

Императорская семья Китая с  древних времен окружала себя символическим числом «9».  Легенда о девяти драконах, мир был разделен на 9 государств, в Запретном городе было сооружено 9999 комнат.

Иногда цифра  «9» несет в себе негативный оттенок, так как оно «длинное» и в конце-концов могут появиться неприятные последствия. Но в целом на этот счет никакой информации нет.

Считается, что число девять представляет собою что-то необычное. А животные, в которых присутствует девять, к примеру девять хвостов,  несут в себе что-то благоприятное.

В китайской мифологии считается,что девятихвостая лиса представляет богиню Си-ван-му (Царица мать Западного рая). в Японии лиса является представителем бога изобилия Фусими Инари. Таким образом изначально лисы были божественными магическими существами и с течение времени происходила постепенная трансформация образа от божественности к демонизму. Связывают это с завистью людей перед мудростью, хитростью, ловкостью лисы.

источник:

https://www.dailian.co.kr/

https://www.kci.go.kr/