Богатая и загадочная японская культура формировалась более тысячелетия. За это время этот восточный народ создал различные по философии и технике исполнения системы сценических представлений. Но японский театр, выросший из народного творчества до духовной школы, поддерживаемой Императорской семьей. Он сильно отличается от более известного и популярного среди населения кабуки. Театру Но пришлось пережить за более чем тысячелетнюю историю взлеты славы и горечь забвения.

Истоки возникновения

Исследователи считают, что идею развития театрального искусства в Японию привезли из Китая к окончанию VIII века. Первые собственные труппы назывались саругаку (обезьянья музыка). В их представления включались трюки с мячом, жонглирование, акробатические номера, музыка, танцы, песни. Иногда актеры разыгрывали мимические сценки. Представления проходили возле храмов, когда люди стекались на службу.

С труппами саругаку соперничали народные таланты. Их театр получил название дэнгаку (сельская музыка или игры). Они взяли за основу своего творчества сельские обряды таасоби, имевшие заклинательный характер. Представление строилось на сценах борьбы темных и светлых сил за владение плодородными полями. В период Хэйан (749 – 1185) стали создаваться актерские цеха (ныне рю). Труппы саругаку, состоящие из буддийских монахов нижнего ранга, начали организовывать при монастырях.

Театральные школы соперничали между собой за публику. Более популярными оказались актеры дэнгаку. Интерес народа к их творчеству описывался в исторических источниках с использованием терминов «эпидемия» или «болезнь». В дань признания талантов к названию этого вида искусства присоединили еще один иероглиф «но» (能). Он переводится, как мастерство, талант, умение. Школы стали называть дэнгаку-но и саругаку-но. Хотя продолжали существовать и труппы, не имевшие дополнительного иероглифа. Они отличались от новых тем, что показывали публике разрозненные номера. А театр с «но» создавал связанные единым сюжетом пьесы.

Исторические особенности формирования театральной школы

Кабуки и но берут начало из одного источника. Японские искусствоведы уверены, что театральное творчество пришло в страну из Китая. Однако на развитие Но повлиял случай, направив его в сторону традиционализма и консерватизма. Историки связывают формирование Но с именем Канъами Киёцугу (1333—1384). Этот человек воспитывался в семье актёров саругаку-но. Повзрослев, он организовал собственную труппу (Юсаки-дза, позже – Кандзэ-дза), в творчестве которой стремился соединять в игре две формы: изысканный стиль югэн и подражание – мономанэ.

Как-то пьесу Юсаки-дза увидел шестнадцатилетний сёгун Асикага Ёсимицу. Он пригласил труппу ко двору, поддерживал актеров материально. С этого эпизода направление развития но изменилось. Спектакли стали приобретать, соответствующий сегодняшнему дню,  классический вид. Разрозненные сцены сменялись стройными сценариями, каждый участник представления выполнял определенные функции, сформировалась классическая сцена подчеркивающая суть пьесы.

Особенности традиции Но

Действо происходит на канонической сцене. Это сооружение с площадкой размером 6×6 метров. Над ним сооружается крыша, по форме похожая на классическую храмовую.

сцена театра но

У каждого участника представления – собственный жанр. Основное действующее лицо – ситэ – представлено в двух ипостасях: «физическом» и «духовном». В начале представления этот герой предстает перед зрителями в виде человека – маэдзитэ. Его сопровождают:
аикёгэн – актер, пересказывающий суть сюжета для зрителей;
вакиката – второстепенные персонажи, побуждающие вопросами к активности основных;
кокэн – работники сцены, помогающие актёрам и другой персонал.

Во второй части классического представление ситэ (основное действующее лицо) предстает в виде духа – нотидзитэ. Его играет другой актер. Как правило, это один и тот же персонаж, показывающий происходящее с разных сторон. Это распределение ролей на физическую и духовную и стало нововведением, отличающим театр Но от других. Из-за него представления люди стали воспринимать в качестве проповедей.

Актеры появляются перед зрителями в богатых костюмах и масках. Выражение искусственного лица подчеркивает значение персонажа. Классическое представление делится на пять пьес, в перерывах которых показывают три комедийные сценки. Они составляют цельный смысловой сюжет, развивающийся либо сразу стремительно, либо медленно, плавно, завершаясь быстрой развязкой.

театр но Япония

Традиционный но – это гармоничное сочетание танцев, ритма, музыки с шорохами, позами и движениями персонажей. В нем каждый звук, жест играет свою роль. Ничего лишнего в представлении нет. Актёры для донесения своего мнения до публики используют особую технику переплетения пения, речитатива, выкрика и чтения.

В период Реставрации Мэйдзи театральное искусство Но попало в сложную ситуацию. Оно оказалось ненужным обществу. Актерские династии своими силами старались поддержать интерес к нему среди людей. Они устраивали спектакли для малочисленной публики, пытались привлечь молодежь к развитию но. Особенно трагично выглядела судьба традиционной школы после 1945 года, когда были уничтожены почти все сцены. Сегодня театр Но получил второе дыхание. Интерес к нему растет в японском обществе и за рубежом.