Как выучить язык, вопрос возникающий после мысли «я хочу выучить иностранный язык». На эту тему написано много и интересно, сегодня я, всё же, для себя ещё раз повторила основные моменты и правила. Практически всё из ниже перечисленного я применяю при изучении японского языка, что-то само по себе выстраивалось именно так, как потом оказалось, писали умные книжки. Наверное потому что это и есть практика, сначала так делают, потом обобщают. Про количество повторов — я делала их чаще, возможно по схеме будет правильнее.
Иностранный язык, как правило, учить непросто. Как запомнить иностранные слова? На мой взгляд основная причина в том, что изучение языка и реальность не пересекаются. Недаром ведь говорят, что погружаясь в среду, изучение идёт быстрее. Учить язык в отрыве от практики не то что невозможно, но сложно. Выученные слова и фразы забываются довольно-таки быстро.
Тем не менее, если нет возможности общаться на японском языке, постарайтесь максимально окружить себя изучаемым языком, это могут быть фильмы и передачи, желательно на языке первоисточника или как минимум с субтитрами на первых порах, новости на японском языке как аудио, так и печатный вариант. На сайте NHK World есть специальный раздел лёгких новостей, прочитать которые сможет даже начинающий, конечно если выучены азбуки хирагана и катакана .
А для того, чтобы язык было учить в радость, есть определенные правила или как сейчас говорят лайфхаки, которые помогут выучить иностранный язык, в том числе и японский быстрее и легче.
На самом деле еще в XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз в течение двух лет экспериментировал и выяснял зависимость механической памяти от определенных условий:
- объёма, изучаемого материала
- числа повторений изученного
- промежутка времени между заучиванием и его воспроизведением
- способа повторения
В результате появилось такое понятие, как кривая забывания или кривая Эббингауза. В соответствии с которой установлено, что уже через час после заучивания, в памяти остаётся лишь 44% информации. Благодаря установленному алгоритму повторения, процесс запоминания иностранных языков происходит успешнее.
Мозг человека устроен так, что первоначально вся информация попадает в кратковременную память и соответственно быстро забывается. Информацию, которую необходимо запомнить надо переместить в долгосрочную память с помощью повторений. Долгосрочная память может быть бесконечной.
Как быстро запоминать? Если следовать предложенной схеме, то не придётся снова и снова учить слова.
В зависимости от цели, интервалы повторений делятся на 2 группы:
1.Если необходимо запомнить срочно и в распоряжении имеется пару дней:
- первое повторение — сразу же после заучивания
- второе — через 20 минут
- третье — спустя 8 часов, после второго заучивания
- четвёртое — через 24 часа после третьего
2.Если требуется запомнить надолго:
- первое — сразу после прочтения
- второе — через 20-30 минут
- третье — через 1 день после повторного воспроизведения
- четвёртое — через 2-3 недели после 3-го повторения
- пятое — через 2-3 месяца от 4-го повторения
Не думаю, что эта схема действует на 100%, так как некоторые японские слова не вспоминались через 20 минут как я не старалась. А через 2-3 недели 50% карточек со словами я перекладывала обратно в стопку не выученных слов. Но надо отметить, что если карточки и переходили из одной стопки в другую, эффект повторного запоминания был гораздо выше, чем при первичном заучивании.
В случае, если кроме монотонного запоминания будут подключены и другие хитрости, а вернее правила о которых будет сказано ниже, то скорее всего вышеуказанный алгоритм сработает на 100%, давайте разберемся как выучить язык быстро, легко и надолго.
Сформулированы основные законы памяти, которые следует учитывать при запоминании любой информации, в том числе иностранного языка
- Интересное запоминается быстрее и легче. К этому пункту относятся как интересные по звучанию слова, так и те слова, которые в силу определенных причин нравятся вам. Например в начале своего обучения я не могла запомнить слово 御目出度う / おめでとう / Omedetō — Поздравляю!, но стоило это услышать из уст любимого актера, слово раз и навсегда врезалось в память. А слово 聴診器/ ちょうしんき / Chōshinki — стетоскоп, звучит так мило, что запомнилось сразу, хотя навряд ли пригодится в разговоре.
- Осмысленное запоминается легче и надолго. Здесь правило одно, чем глубже осознаешь информацию, тем проще она запомнится. Например легко можно выучить название месяцев, как только вы поймёте, что название месяца это числительное с добавлением слова — месяц 月/がつ/gatsu: январь — первый месяц 一月/いちがつ/Ichi gatsu, февраль — второй месяц 二月/にがつ/ Nigatsu и так далее.
- Когда ставится конкретная цель запоминание необходимой информации проходит легче. Определитесь по количеству, времени запоминаемой информации и что или для чего это надо. Например, хотите написать письмо другу (японскому) подберите нужные слова и выучите их, а заодно и грамматику составления предложений.
- Применение изученного на практике. Как только выучили слова используйте их в действие. Даже если не с кем поговорить на японском, можно: составить с выученными словами предложения и записать их; идя на занятия, работу, в гости смотрите вокруг и на первых порах просто произносите на японском, то что видите вокруг — дерево — 木 / き/ Ki ; машина (автомобиль) — 車 / くるま /Kuruma; небо — 空 / そら / Sora; люди (человек) — 人 / ひと / Hito ; на следующем этапе составляйте предложения: я ем суп — 私は スープ を 飲む / わたしは スープ を のむ / Watashi wa sūpu o nomu. Когда наберете достаточный словарный запас — читайте, читайте и читайте всё, что найдете на японском языке. Однажды утром, в начале своего обучения, когда я ехала с мужем на работу, я увидела машину-газель со знакомыми иероглифами и канами и непроизвольно стала читать пока ещё не осознавая, что получится. Вслух произнесла - うどん / Udon. Тогда Володя спросил — лапша что-ли? И да, это была машина по перевозке японской еды.
- Ассоциативное запоминание. Я не думаю, что стоит 100% применять этот метод, но он действительно очень эффективный. Его стоит использовать там, где трудно запомнить при обычном заучивании. Ассоциации могут быть очень необычными и личными и даже лишенными всякой логики, но понятные вам. Слово длинный 長い / ながい / Nagai я не могла запомнить, пока не связала с фамилией знакомой Наганникова и ещё мне сразу запомнился пример, который приводит на своих занятиях Дарья Мойнич это слово «кухня» - 台所 / だいどころ/ Dai dokoro. По японски слово «место» звучит как ところ /Tokoro. Кухня это то место, где все говорят «дай», вот и получается - Dai dokoro.
- Информация, представленная в начале или в конце запоминается лучше, так называемый закон края, при этом не надо стремиться с одного раза запомнить всё. Информации должно быть столько, чтобы она не превышала объёма кратковременной памяти. Делите изучаемое на части, делайте перерывы, переключайтесь на другое, чтобы не было каши в голове . Особенно когда учишь в японском языке глаголы в вежливой форме, то все слова кажутся одним большим глаголом с окончанием ます «масу».
- Здоровый и полноценный сон. Экспериментально установлено, что если человек в течение 36 часов не спит, то его способность к запоминанию снижается на 40%, поэтому не стоит ночами зубрить, результат от этого будет нулевой. А вот физическая нагрузка увеличит способность к запоминанию, достаточно отложить книги в сторону и 20 минут позаниматься спортом. Так же если учить слова не сидя за столом, а в движении, на свежем воздухе, продуктивность увеличится вдвое.
- Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше монотонного, нейтрального. Эмоции могут быть как положительные так и отрицательные. Причём негативные эмоции запоминаются сильнее. Так же как и неприличные ассоциации со звучанием японского слова тоже могут запоминаться проще.
- Рекомендуют учить противоположные вещи. Не готова сказать насколько это применимо к японскому языку. Мне кажется проще учить похожие слова, вернее практически вытекающие одно из другого. Например выучив прилагательное 忙しい/いそがし/ Isogashi — занятой, почему бы не выучить сразу глагол 急ぐ/いそぐ/Isogu — спешить. Здесь прослеживается одинаковое звучание и логическая связь между этими двумя словами. Так же мне кажется удобным учить японские слова по тематике — фрукты, овощи, предметы в комнате. При этом переходить от простого к сложному. Чтобы выучить предметы в комнате желательно бы знать грамматику и произносить сразу предложениями. Потому что «на», «около», «под» — это определенная конструкция, которую лучше сразу понять и заучить.
- Составьте рассказ из изученных слов и расскажите его, а ещё лучше запишите. Как правило, при изучении иностранного языка писать проще (только не кандзи), чем читать и произносить. Поэтому пока пишете слово произносите его вслух. А написав предложение прочитайте его.
- Не старайтесь объять необъятное. Лучше слушать один аудио эпизод, но понимать его досконально, чем слушать новое, но при этом не понимать смысла. Освоив одну часть, переходите к другой.
- И вот здесь я вспоминаю мою любимую японскую пословицу "Быстро это медленно, только без перерыва". Не допускайте перерыва в занятиях, хотя бы 15 минут, если у вас нет времени в этот день, но загляните в учебник.
Некоторые говорят, что у них плохая память, но существует много книг и правил, развивающих память. Кратковременная память очень важный инструмент, который надо постоянно держать в исправности, а попросту — тренировать. В наше время от книг переходят к интернет-программам интересным, увлекательным и действительно улучшающим память, концентрацию, реакцию. По большей части такие сервисы платные. В последнее время большой популярностью пользуется сервис «тренировки для мозгов» Викиум, отзывы самые положительные от мала до велика.
Есть ещё аналогичные пункты прокачки мозгов, подборку сделаю в другой раз. Так же есть учебные программы по принципу Anki, которые помогают запоминать слова, иероглифы по принципу интервальных повторений.
Определите какая у вас память и большей частью пользуйтесь ею при изучении языка
Память бывает:
- зрительная (визуальная)
- моторная (кинестетическая)
- звуковая (аудиальная)
- эмоциональная
Как правило используют все виды памяти, но что-то даёт больший эффект. Как запоминать информацию, выбор за вами. Пока я не увижу как написано слово и не прочту его, мне очень сложно его запомнить и понять. Когда пройдет первый — зрительный этап, аудирование слов, значение которых я знаю, проходит успешно.
Моторную память применяю при изучении и запоминании каны и кандзи. На занятиях с нами учат слова практически как в детском саду, но это даёт хороший эффект. Преподаватель нам показывает картинки, а мы произносим слово на японском. На картинках изображено конец рабочего дня, прогулка по парку, чистые комнаты и так далее. То есть на картинках действие и надо сказать как это называется одним словом — заканчивать, гулять, чистая и т.д. Даже если что-то не доучил дома, то посмотрев на картинки слова всплывают в памяти. Дома можно пользоваться такими картинками со словами, которые трудно запоминаются или подписывать предметы и проходя мимо читать. Это всё подходит, конечно, на первом этапе обучения. И как можно скорее переходите к осмысленному заучиванию и в результате запоминанию предложений.
И не верьте никому, что японский язык можно выучить за 3 или 6 месяцев, чтобы потом не было горьких разочарований. За это время можно получить общее представление и основы с помощью которых можно продолжить изучать язык самостоятельно.
Хм-м-м-м... Познавательно, полезно и местами — мотивирующе! Спасибо!