Театр японский имеет глубокую традицию символизма. Это прослеживается во всех видах представлений: классическом – Но, кукольном – Бунраку, нетрадиционном – кабуки. Каждый спектакль делится на акты, которые можно смотреть, как отельное представление. Японский театр кабуки отличается стилем постановок, более похожих на европейский фарс. Актеры и сцена аранжируются соответствующим образом. Действие, представляемое на суд публике, как правило, носит преувеличенный, гипертрофированный характер. Режиссер старается привлечь внимание зрителя к какой-то особенности реальной жизни, показывая ее оборотную, не самую красивую сторону.

Сцена кабуки

Японская культура своеобразна и неповторима. Театр кабуки – это не просто интересное представление, а целый мир, строящийся и развивающийся по собственным правилам. Важное место в нем занимает сцена, которая в классическом театре стоит прямо посередине зала. С развитием технологий их усовершенствовали. Теперь сцены во многих театрах вращаются, что делает спектакль еще более интересным, а отдельные действия актеров – внезапными.

Перед зрителями участники спектакля появляются из специального строения – ханамити. В переводе это означает «цветочная тропа». Ханамити представляет собой длинный помост, как правило, расположенный слева от сцены. Иногда его используют для усиления эмоциональной составляющей драмы, к примеру, чтобы передать трагизм отступления одного из персонажей или привлечения публики к какой-то мысли.

ханамити

Декорации (одогу) тоже участвуют в формировании восприятия публикой сцен, разыгрывающихся перед их глазами. Они всегда создаются гипертрофированно маленького, по сравнению с натуральным, размера. Это стиль данного жанра. Таким способом на первый план выдвигаются актеры. На сцене воздвигается трехступенчатая платформа, которая может быть лавкой купца или ставкой самурая, в зависимости от сценария.

Специфика кабуки прослеживается в особенностях смены декораций. Традиционный театр придерживается строгих правил. Сценарии пишутся таким образом, чтобы каждый акт постановки проходил на одном фоне. В кабуки антураж может поменяться по ходу пьесы. Актеры продолжают играть, а рабочие (куроко), одетые в черное, спешно меняют декорации. Зрители воспринимают их работу, как само собой разумеющееся, как бы участвуя в представлении. Они не ждут, что каждый раз будет задвигаться занавес (агэмаку), считая куроко «невидимыми». Агэмаку разукрашивается в три цвета: красный, зеленый (или белый) и черный, чередующимися полосами.

Зачастую по ходу пьесы из «пола» или с «небес» появляются новые персонажи. Эти эффекты достигаются при помощи использования лифтов, в первом случае, натянутых проволок – во втором. Жанр кабуки требует особого входа актера на сцену. Традиционно для этого используется язык поз – миэ. Определенным положением тела, рук, головы, актер с первых секунд показывает публике характер персонажа.

Внешность актеров как основа постановки

Важной спецификой жанра является нанесение оригинального грима. Происходит это следующим образом:

  • Волосы собираются пучком на затылке шелковой материей.
  • Лицо, шею, затылок покрывают белилами. Как правило, для этого использовалась рисовая мука. Но бывали случаи использования цинковых белил, отчего актер мог отравиться до смерти. Такие случаи зафиксированы.
  • Губы и брови красятся специальной кисточкой. В редких случаях грим наносится и на глаза, например, чтобы подчеркнуть их кровавый блеск, к примеру. Язык тоже могут загримировать, если по ходу действия от актера требуется его продемонстрировать.
  • Белилами покрываются все видимые части тела: руки, запястья, ноги. Далее, одевается парик, потом кимоно, обвязанное поясом оби.
  • Следующим элементом грима является кумадори – нанесение специфических, характерных полос на лицо. Они выражают эмоции персонажа-человека либо определяют персонаж, как животное или сверхъестественное существо.

кабуки

Для мужского грима применяют только кумадори. Здесь важен цвет полос на белом фоне. Так, красные оттенки символизируют такие качества персонажа, как смелость, силу, справедливость, преданность, честность; фиолетово-синие – злобу, ярость, присутствие потусторонних сил или припрятанный страх. Черные линии на лице являются знаком волшебства или божественности. Иногда грим меняется по ходу пьесы. Артист может нанести кумадори незаметно для зрителя во время представления, чтобы подчеркнуть смену эмоций.

 

кабуки кудомори

В классическом кабуки выступают исключительно мужчины. Артисты, играющие женщин, называются оннагати. Их грим несколько сложнее вышеописанного. Перед тем как на голову оденут парик, кожу в уголках глаз подтягивают, чтобы разгладить морщины. Этот специфический, используемый только в этом жанре, способ называется мэцури.
Актерам-оннагата окрашивают уши, брови, щеки и веки красным, черным, зеленым цветами. Совершенство грима таково, что узнать в них мужчину невозможно. Оннагата выглядят, как женщина с очень ярким, демонстративным макияжем.

 

onnogata

Амплуа актеров

Татияку – мудрый, ловкий, мощный, привлекательный главный герой. Вокруг этого персонажа строится весь сценарий. Татияку несколько видов:

  1. арагото – боец, наделенный невероятной силой;
  2. вагато – любовник, отличающийся особой красотой и утонченностью;
  3. дзицугото – честный мужчина, демонстрирующий мудрость и стойкость.

Следующий персонаж катакияку имеет отрицательные характеристики. Он враг татияку, как правило. Типы катакияку:

  1. дзицуаку – злодей, мерзкий и лживый проходимец;
  2. кугэаку – наследник богатого рода, сбившийся с пути и совершающий неблаговидные поступки;
  3. ироаку – смазливый красавчик, соблазняющий порядочных дам.

Один из основных персонажей любого представления жанра – оннагата. Это женщина, которую играет представитель сильного пола. Дамы в спектакле различаются по характеру и возрасту:

  1. Мусмэката – прекрасная девица, скромница. Она облачается в кимоно с длинными рукавами.
  2. Акахимэ – знатная юная красотка. Одета в красное.
  3. Кэйсэй – куртизанка.
  4. Сэванёбо – жена купца, покорная и кроткая.
  5. Онна будо – воительница.
  6. Акуба по-другому докуфу – хитрая, злобная дама, неотразима для мужчин.
  7. Касягата – старуха.
  8. Фукэояма – женщина средних лет.

Еще в кабуки есть такие персонажи, не имеющие отдельных разновидностей: докэката – бездельник, дурачок, смешащий публику; кояку – ребенок, которого играют дети актеров.

Кстати, кабуки – это довольно замкнутая профессиональная система. Труппы составляются из наследников мастерства. В Японии принято развивать актерские династии. Дети зачастую принимают участие в постановках своих родителей с раннего возраста, что обеспечивает выявление и развитие талантов, а также освоение непростых традиций жанра.