Добрый день, друзья! Сегодня хочу рассказать об интересных людях Японии. Они не связаны между собою общей темой, но в их жизни было то, что делает их уникальными.

Одним из таких людей являлся Наотоси Ямада 山田直稔, его называли «Олимпийским дедушкой». У него была интересная жизнь, начиная с летней Олимпиады 1964 года в Токио , он не пропустил ни одну летнюю олимпийскую игру в качестве зрителя и фаната олимпийского движения и посетил  одну зимнюю олимпиаду, которая проходила в Японии, в Нагано 1998 года. Олимпийские игры  в Мехико, Мюнхене, Монреале, Москве, Лос-Анджелесе, Сеуле, Барселоне, Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне и Рио-де-Жанейро не прошли без его сияющей улыбки, радостных высказываний и призывов к дружбе.

Впервые олимпийские игры он посетил когда ему было 38 лет и вот на следующие летние игры в Мехико в 1968 году он надел кимоно, сомбреро и громко приветствовал мексиканского бегуна, принимая его за японского спортсмена, на что местные зрители с воодушевлением приняли японских спортсменов. Так получилось эмоциональное шоу международной поддержки.

Олимпийский дядя был и на московской олимпиаде 1980 года, несмотря на бойкот со стороны в т.ч. и Японии. Это была первая Олимпиада в социалистической стране, это был период, когда советские войска находились в Афганистане. Из 145 стран в Олимпиаде принимали участие только 80. Наотоси Ямада не был согласен с бойкотом, так как по его мнению принципы Олимпиады заключались как раз в мире и дружбе между странами, и он кричал с трибун на ломанном русском «мир и дружба».

Его золотой цилиндр, лучезарная улыбка, флаг и подбадривающие спортсменов крики сделали его любимцем публики на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Это была последняя олимпиада Наотоси Ямада. В своих интервью он очень надеялся посетить Олимпиаду 2020 в Токио и считать её кульминацией своей жизни, но к сожалению 9 марта 2019 на 92 году жизни Наотоси Ямада умер от сердечной недостаточности. Он посещал олимпийские игры в течение 52 лет и побывал на 14 летних и одной зимней олимпиаде.

Наотоси Ямада предпочитал летние игры, потому что в них участвует больше стран и больше командных соревнований. Он не владел ни одним иностранным языком и тем удивительнее его связь с болельщиками всего мира. Начиная с 1984 года, после олимпиады в Лос-Анджелесе, он стал узнаваем и получил звание лидера международной олимпийской  команды болельщиков. Принцип его жизни был таковым, что любовь и улыбки спасут человечество. Он считал, что даже если не знаешь языка, искреннее сердце сможет передать и понять  чувства и слова. Свою миссию Ямада-сан видел в поддержке мира и дружбы между народами, в уважение между людьми и надеялся, что этот принцип будет действовать всегда.

Немного биографических фактов о Наотоси Ямада:

Родился 16.04.1926 в г. Нанто, префектуры Тояма. В молодости занимался кендо, ходьбой на лыжах, гимнастикой. Поступил на архитектурный факультет японского инженерного университета. На втором курсе университета заболел острой пневмонией, которая из-за физических нагрузок перешла в туберкулез, что в послевоенное время считалось смертельным заболеванием. Не рассчитывая на благополучный исход уехал на Хоккайдо на горячие источники, где познакомился с семейной парой, управляющей компанией по изготовлению канатов. После восстановления стал работать в этой компании.

В 1960 году основал свою компанию по производству канатов, так же занимался гостиничным бизнесом и недвижимостью. Написал две книги, посвященные олимпийскому движению в 1992 и 2003 годах.

Цутому Ямагути — человек,  переживший две атомные бомбардировки 6 августа 1945 года в Хиросиме  и 9 августа 1945 в Нагасаки. Цутому Ямагути являлся единственным официально признанным японским правительством человеком, который пережил оба взрыва. Предполагается, что таких людей было не менее 70, но официального статуса получил только один человек.

Казалось бы, что это невозможно, дважды попав под атомный взрыв остаться живым, относительно здоровым и прожить 93 года.

Цутому Ямагути (16 марта 1916 г. — 4 января 2010 г.), с 30-х годов XX работал чертежником нефтяных танкеров в Mitsubishi Heavy Industries, летом 1945 года он находился в Хиросиме в трехмесячной командировке. 7 августа он со своими коллегами собирался вернуться в родной город Нагасаки. Когда была сброшена атомная бомба — 6 августа 1945 года он находился на полпути к работе и в 3-х км от эпицентра взрыва. Как вспоминал Цутому Ямагути,  6 августа был очень ясный и хороший день, шум самолета не предвещал ничего необычного.

Во время взрыва Цутому Ямагути потерял сознание, у него лопнули перепонки, была обожжена верхняя левая часть тела. Придя в сознание он добрался до бомбоубежища. На следующее утро с выжившими коллегами вернулся в Нагасаки, где получил медицинскую помощь. Несмотря на серьёзные ожоги и повреждения Цутому Ямагути 9 августа 1945 был на работе и рассказывал о взрыве  в Хиросиме. В 11 часов на Нагасаки скинули атомную бомбу и Цутому Ямагути вновь оказался в 3-х км от эпицентра взрыва. На этот раз он физически не пострадал, но температура и рвота не прекращалась в течение недели.

В 1957 году правительство Японии, всех выживших после атомной бомбардировки, официально признало «хибакуся», т.е люди, подвергшиеся воздействию взрыва. В том момент Ямагути был идентифицирован как лицо, подвергшееся взрыву в Нагасаки. Довольствуясь тем, что его раны были не столь велики,оставляя ужасы взрыва позади он на большее не претендовал. Но с годами его отношению к использованию атомного оружия стало меняться, он стал активным сторонником ядерного разоружения.

В установление двойного статуса, пострадавшего от ядерного оружия, он видел призыв к отказу от использования оружия и хотел показать будущим поколениям к чему это может привести. Поэтому в январе 2009 года он подал заявку на двойное признание, а в марте 2009 получил официальный статус человека, выжившего после двух бомбардировок.

Яёи Кусама — японская художница, фотограф, автор инсталляций и перформансов.

интересные люди

В её работах присутствует одержимость повторов, черты сюрреализма, феминизма, ар-брюта и абстрактного экспрессионизма.  Яёи Кусама родилась 22.03.1929 года в Мацумото в богатой семье торговцев .  Обучалась в школе искусств и ремесел города Киото.  С детства мечтала стать художником и с 10 лет начала писать свои первые картины, но оставшись не понятой у себя на родине, в 1958 году переехала для работы в Нью-Йорк.

Перед отъездом, на берегу реки, она сожгла 2 тысячи своих картин, пообещав себе создать ещё больше.

Она собралась покорить Нью-Йорк и сделать себе имя на своей страсти к искусству и творческой энергии.

Яёи Кусама необыкновенная личность, всю свою жизнь она шла наперекор общественному мнению, ломала стереотипы и привносила в художественный мир новые идеи. Её жизнь уникальна тем, что свою болезнь она использовала как шанс показать людям свой мир галлюцинаций.

Будучи не совсем психически здоровым человеком она смогла не только выжить в мире искусства, в котором в 60-70 -е годы господствовали мужчины, но и создать свой собственный мир, пусть не сразу, но добиться мировой признательности. На сегодняшний день Яёй Кусама признана самым популярным художником. Начиная с 2013 года её выставки посетило более 5 млн. зрителей, такого количество нет не у одного художника современности.

«С точки зрения созидающего человека всё есть азартная игра, прыжок в неизведанное»

Яёи Кусама

Образы своих картин, как говорит сама Кусама, она видела в своих галлюцинациях, которые были у неё с детства. Основным компонентом картин являются точки, горошины, будучи ребенком она их рисовала с упоением. Горошины вдохновляют её и глаза начинают ярче блестеть. Энергию жизни она превращает в точки вселенной которые дают ей силу.

В её семье было четверо детей, отношения были очень сложные, так как отец постоянно на стороне заводил интрижки, а мать заставляла Яёй шпионить за ним. Это было травмой для малолетней девочки, отголоски детства преследовали Кусуму всю её творческую жизнь и выливались в её картинах, инсталляциях, перформансах .

Смелость и где-то бесшабашность японской художницы не знала границ. Отравиться в Америку, в некуда, без материальной помощи граничило с безумством, с хождением по лезвию ножа. Но именно там она ждала и настойчиво добивалась признания себя как художника и признания своего творчества. Не стесняясь  она предлагала свои работы и искала любую возможность выставляться. Она не была скромной японской женщиной, она была авангардист и бунтарь. Как говорят современники «она была шумной, агрессивной и очень откровенной». Её хеппенинги протеста против войны во Вьетнаме с голым телом стали предметом обсуждения даже в Японии. Семья стеснялась такого родства.

Но мир искусства не стремился принять безумную японскую женщину в свои ряды, хотя все безусловно видели её талант и уникальность. Многие её идеи, такие как зеркальность изображения, мягкие картины и др. были скопированы другими более состоявшимися художниками-мужчинами, что повергло Кусаму в депрессию.

Яёй Кусама

Как говорит сама госпожа Кусама, что она не раз находилась между жизнью и смертью. Неопределенность и страх, постоянная борьба — такова была её жизнь.  В Америке ей диагностировали невроз навязчивого состояния. И действительно, если какая идея появлялась у неё в голове, она не могла от неё избавиться.

Её картины это личный опыт погружения в окружающее пространство, потеря себя в пространстве.

В 1973 году здоровье Яёи Кусамы пошатнулось и она решила вернуться в Японию. В своей стране ей пришлось начинать всё с начала. Семья её не поддерживала, публика и художественный мир не признавали. В это же время умирает её отец.

После смерти отца чувствует депрессию и не может писать картины, жизнь потеряла смысл. В это же время художница  нашла лечебницу в которой использовалась арт-терапия. Почувствовав себя в безопасности она вновь начала писать. Сначала использовала коллажи, затем всё больше растворяясь в своих чувствах, работы были мрачными, показывающими цикличность мира.

С 1977 года фантастическая японская художница живет в психиатрической больнице и работает в своей мастерской, которая находится в двух кварталах от лечебницы. Это было верное решение, позволяющее продолжить своё творчество. 70-80-е годы Кусама была вычеркнута из мира искусств, Япония её не приняла, а Америка забыла. Но начиная с 90-х годов признание Кусамы как великой художницы начинает своё шествие по миру. В 1993 на Венецианском биеннале зеркальная тыквенная комната вызвала восторг и интерес. Затем начались ретроспективные показы в Америке.

То, что так долго ждала Кусама у неё теперь есть — признание, популярность, её картина была куплена за 5 100 000 долларов — это рекордная цена для пишущего художника. Есть всё, но сейчас Яёй Кусаме 90 лет, она по-прежнему творит и желает жить вечно, хотя бы в своих работах.

Это долгая, удивительная, творческая жизнь  удивительного человека Яёи Кусама.

Находясь в 2017 году в Киото я увидела афишу, приглашающую посетить выставку Яёи Кусама, у меня было огромное желание попасть туда, т.к. я уже была знакома с творчеством японской художницы, но к сожалению выставка планировалась на февраль и июнь 2018, а пройти в зал я побоялась, не зная японского языка.

Фантастические картины, уводящие в глубину сознания и автобиографию можно увидеть и услышать, просмотрев фильм Кусама. Бесконечные миры. 2018 год