Добрый день, дорогие друзья! Вот и закончилось лето, но я со своей семьёй успела получить позитив и заряд бодрости на следующий рабочий год. Как-то за две недели до августа, собрались мы с родственниками и знакомыми  в деревеньке пожарить шашлыки и вдруг обнаружили, что все идём в отпуск с 3 августа. Такой случай упускать нельзя — вот и решили мы на машинах съездить в Горный Алтай. Составили маршрут отдыха, приготовили самое необходимое и в назначенное время помчались навстречу приключениям.

Ехали мы недолго, отъехав 100 км от Томска у друзей сломалась машина — начал барахлить двигатель, да так, что они уже собрались поворачивать домой. Казалось бы, что на этом приключения и закончатся — но мы так готовились: набили полную машину палатками, шатрами, надувными матрасами, продуктами и т.д. Уговорив ребят доехать до Новосибирска и там «сдаться» в автосервис,  мы зацепили их на буксир и поехали, теперь уже не спеша, дальше. В автосервисе нам сообщили, что машина будет готова на следующий день.

Незапланированный отдых в Ордынке

Изнывая от жары, решили взять в прокат вторую машину (предложили в автосервисе за 700 рублей сутки) и махнуть на Обское море в Ордынку (поселок городского типа Ордынское), который находится в 103 км от Новосибирска.

Проехав через весь поселок мы очутились на берегу водохранилища — место тихое, относительно чистое и уютное, правда были мы там в понедельник и поэтому нашествия отдыхающих не наблюдалось. Так волею судьбы мы начали своё путешествие с пляжного отдыха, хотя плавать и загорать точно уж не планировали, так как на Горном Алтае все реки горные и очень холодные.

Если вам захочется отдохнуть на Обском море (Новосибирское водохранилище), то очень рекомендую Ордынку — конечно же здесь нет домиков для отдыхающих и соответствующей инфраструктуры, но пожить несколько дней в палатках интересно и даже романтично. Какие-то добрые люди вдали соорудили добротный туалет, а питьевую воду мы брали на ближайшем рыбозаводе.

Через год мы снова отдыхали в Ордынке, но уже в выходные дни. Видно, что это место у местных жителей очень популярно. Было много отдыхающих, в том числе с детьми.

Обское море

Погода выдалась отличная, на берегу как и полагается на море было огромное количество маленьких ракушек, вода и солнце располагали к купанию — берег водохранилища песчаный. Дно так же песчаное. Пройдя метров двадцать начинается глубина — идеальное место для отдыха с детьми или для тех кто не умеет плавать.

На ночь мы поставили палатки и  прекрасно отдохнули, а утром нам сообщили, что пора забирать машину.

На машинах в Горный Алтай, навстречу приключениям

Так мы помчались в Горный Алтай на машинах дальше — дорога была длинная, а полдня было уже потеряно: пока добрались до Новосибирска, оформили документы — перевалило уже за полдень. Для справки — расстояние от Томска до Горного Алтая порядка 800 км, 250 из них мы уже проехали.

Первоначально планировали остановиться на ночь в Сростках, вроде уже и Алтайский край и место историческое — место рождения В.М. Шукшина. Честно говоря, я уже как-то была на экскурсии в Алтайском крае и Горном Алтае, конкретно Сростки никакого ошеломляющего впечатления не произвели.

Так как местность мы не знали, а чтобы разбить палатки необходимо хотя бы время, чтобы поискать подходящее место, мы решили предварительно созвонившись с турбазой остановиться на ночь в обустроенном месте. К восьми часам добрались до Манжерока, на Алтае темнеет быстро и в восемь часов уже была темень непроглядная. Оформив на ночь проживание в стационарных палатках — 400 рублей за двухместную палатку, мы стали осваивать (в темноте, так как территория практически не освещается) место своей стоянки.

База отдыха Манжерок, стоимость, услуги и условия

Теоретически на базе Манжерок есть все условия: проживание в домиках — 1200—1800  рублей двухместные номера либо в стационарных палатках различной вместимости (200 рублей с человека), баня, душ, массаж, фитобочки, столовая, прокат велосипедов (обычных), рафтинг, предлагают различные экскурсии.

Походная кухня у нас была с собой и мы пошли на берег Катуни готовить ужин. Беседки, мангалы предоставляются за небольшую плату (беседка 100 рублей час), заплатив за час, мы там провели времени больше. На следующий день увидели, что за беседки никто не платит. (Хотя, когда мы были на Алтае второй раз, то заплатили за беседку по полной. Разместившись там вечером, заплатили 900 рублей, но реально отдыхали в ней меньше времени).

Уютно устроившись в беседке, уничтожая приготовленный ужин, приятно было слушать шум беспокойной горной реки Катунь. Катунь изумительно красивая река, в течение года она меняет свою окраску пять раз и ближе к осени становится бирюзовой — очень необычный для реки цвет.

Горный Алтай

На следующий день в качестве развлечения мы взяли рафтинг — трехчасовой сплав по горной реке, стоимость 600 рублей с человека. Я сплавлялась первый раз и поэтому всё было необычно и интересно.

Пока мы добирались на автобусе до места начала сплава инструктор нам рассказывал как это сложно и опасно, какие уровни порогов существуют и что делать в экстремальных ситуациях, я уже стала думать — зачем мне сплавляться, но одновременно понимала, что если бы сплав был опасен, то не стали бы они сюда пачками туристов таскать, да ещё и детей.

По факту получилось действительно не страшно, только на некоторых порогах захватывало дух и был дикий восторг от прохождения очередного препятствия.

Горный Алтай

Общее впечатление о турбазе Манжерок, наверное на слабенькую четверочку. Если уж честно — территория и места общего пользования убираются редко, вечером территория не освещается, постельные принадлежности низкого качества. Поэтому любителям комфортабельного отдыха возможно и не понравится. Но, как правило, на таких базах люди отдыхают без претензий и что надо туристу? — место где можно уснуть, а всё остальное дело твоих рук. Вообщем мы замечательно провели день и две ночи на базе и поехали дальше.

Природа Горного Алтая и Семинский перевал

Целью нашего путешествия на Горный Алтай на машинах было посмотреть Алтай не столь популярный в широких массах. Как правило, отдыхают в таких местах как Чемал, Манжерок и др. Нам захотелось забраться поглубже и мы двинулись дальше, ближе к монгольской границе. Конечной целью был перевал Кату-Ярык.

Природа в Горном  Алтае просто поразительна! Даже просто движение на машине по дороге даёт море положительных впечатлений, глядя по сторонам, как-бы заряжаешься положительной энергией гор и  душевным спокойствием алтайцев.

Горный Алтай на машинах

По курсу движения первой достопримечательностью был Семинский перевал, все стараются его посетить, но там нет ничего интересного, перевал как перевал. Когда я была там 10 лет назад, то добравшись до перевала увидела ритуальный памятник (круг) алтайцев, стелу, посвященную 200-летию нахождения Алтая в составе России и пару машин с будками, в которых продавались холодные беляши с чаем.

Сейчас же Семинский перевал представляет собой большой рынок, где можно подкрепиться и купить на память алтайские сувениры, монгольские изделия из верблюжьей шерсти и многое другое. Это хорошее место, чтобы купить частичку Алтая. Но надо знать, что многие сувенирные вещи продаются в магазинах населенных пунктов и они там дешевле. И стоимость может отличаться, даже если перейти дорогу и посмотреть  ряды рынка, расположенного напротив. В целом такие рынки национальной продукции пользуются большим успехом и здесь всегда много покупателей и просто желающих поглазеть.

Подъем на Семинский перевал  составляет  9 километров, спуск 11 километров, высота перевала 1717 км. Перевал является природным памятником и точкой раздела Северного и Центрального Алтая.

«Достопримечательностью» перевала является дорожный указатель расстояния до различных столиц мира, по-моему что-то подобное я видела на перевале в Красноярском крае на границе с Тывой.

Горный Алтай

Проехав после Семинского перевала поселение Онгудай следующей остановкой был перевал Чика-Таман (расстояние между перевалами 80 км). Не доехав пару километров до общепризнанной остановки мы остановились у живописного места чтобы посмотреть с гор вниз и запечатлеть себя (как же без этого), рядом с нами остановился парень на байке, который так же с восторгом осматривал места. Потом он предложил сфотографировать нашу группу. Разговорившись мы узнали, что родом он из Ирландии и уже два года путешествует на мотоцикле по миру. Следующие его пункты остановки предполагались Улан-Батор, Байкал, Владивосток, а далее Япония — вот люди живут! Позавидуешь такой насыщенной жизни. А вот и его верный конь.

А это вид с перевала

Следующей остановкой было место слияния Чуи и Катуни, но об этом читайте в следующей части, а так же об отдыхе на перевале Кату-Ярык.