Еще в прошлом веке заметили, что передвигаться по мегаполису удобнее под землей. Это позволяет разгрузить транспортные пути, проходящие по густонаселенным кварталам. В Японии подземку решили строить, изучив опыт европейских столиц. Метро Токио – это серьезный транспортный комплекс, состоящий из нескольких, изначально автономных линий. Строительством путей занимались различные компании. Впоследствии их пришлось соединять между собой для удобства использования. Однако и ныне у метрополитена японской столицы два владельца.

История появления метро в Японии

В 1914 году предприниматель Норицугу Хаякава посетил Великобританию. В Японии этот человек занимался развитием железнодорожного транспорта. Его впечатлил метрополитен города Глазго. Идея о поездах под землей показалась настолько привлекательной, что вернувшись на родину, Норицугу Хаякава решил построить подобное в столице своей страны. В 1920 году он основал компанию «Токийская подземная железная дорога».

Первая линия была открыта, спустя семь лет: 30 декабря 1927 года. Поезд перевозил всех желающих между станциями Асакуса и Уэно. Протяженность первого маршрута составляла всего 2,2 километра. «Новый» вид транспорта японцам очень понравился. Подвижной состав сразу стал популярным и востребованным. «Новый» поставлено в кавычки в связи с тем, что поезд был обычным, не монорельсом. То есть в подземный тоннель пустили те же электрички, что перевозят людей по поверхности. Это, кстати, отличительная черта Токийского метро. Подземка тесно связана с транспортными линиями электропоездов, вернее, составляют общий комплекс.

Владельцы токийского метро

Ныне японская подземка включает в себя 13 линий. Девять из них обслуживает компания Токио Метро (Tokyo Metro). Это важная особенность, так как для пересадки на линии, находящиеся под управлением городских властей (Toei), почти всегда необходим другой билет. Владельцы подземки менялись, часть линий оставалась в муниципальной собственности. Последняя приватизация произошла в 2004 году.

Владельцы стараются сотрудничать с целью предоставить как можно больше удобств потребителям. Сейчас в продаже имеются проездные билеты, дающие право на использование всего метро (к примеру, транспортная карта PASMO, билет Common One-day Ticket, а так же единый проездной Tokyo Combination Ticket, можно пользоваться картой оплаты Suica).

Но между кампаниями есть и нормальная конкуренция. Так, билет Toei (муниципальная компания) дает право воспользоваться электриками и автобусами, находящимися в ее управлении.

Реклама

карта оплаты

 

 

 

карта оплаты


Цены на проезд

Стоимость транспортных услуг в Японии одна из внушительных статей расхода бюджета японца. Метро также считается не дешёвым средством передвижения, но всё же дешевле и менее проблематичным, чем личный транспорт. В среднем из пригорода добраться до работы и обратно стоит 1200 иен, но это, конечно, очень приблизительно.

Расчет стоимости билета зависит от длины пути. На всех станциях стоят контрольные аппараты, пройти мимо которых невозможно. Билет проверяется на входе и на выходе из подземки. Если вы использовали лишние, ранее незаявленные, услуги, за них можно доплатить на выходе. При этом сам билет остается в контрольном аппарате. Многоразовое использование предполагают только проездные.

Система электронных карточек была введена на всех линиях метро города Токио 26.03.1996 года. С этого времени стало достаточно купить карточку на определенную сумму, с которой списывается стоимость проезда. Покупать билет на каждую поездку отпала необходимость.

Цены на проездные талоны варьируются, в зависимости от уровня услуг, предполагаемой продолжительности их использования.

Сколько стоит проезд, можно узнать в месте приобретения талона. Только учтите: «общаться придется с автоматом». Процесс приобретения талонов на проезд механизирован. Нужно указать станцию, аппарат подсчитает сумму. Ориентировочно, минимальная цена на билет составляет: в Tokyo Metro – 160 иен, Toei на 10 иен больше. В 2015 году Tokyo Metro оповестило пользователей, что минимальная стоимость пользования подземкой в сутки составит 710 иен (360 для детей). Речь идет о суточном проездном.

Если в течение дня приходится пользоваться метрополитеном разных компаний и другими видами транспорта, то лучше приобрести транспортную карту PASMO либо Suica. На карте должно находиться не менее 1000 ¥ денежных средств плюс 500 ¥ залоговая стоимость карты. При возврате карты из залоговой суммы будет удержано 220 ¥.

Как ориентироваться в японской подземке

Схема метро выглядит запутанной. Тем не менее освоиться здесь проще, чем кажется. Необходимо ориентироваться по номерам и кодам станций. Они идентичны на всех схемах. Например, Е18 – это кодировка станции. Здесь «Е» обозначает линию Оэдо, цифры – порядковый номер станции. Вагоны подземки оснащены электронными табло. На них идут сообщения о станциях. Кроме того, объявления об остановках транслируются на двух языках: японском и английском. Реже используется китайский.

При входе в подземку, необходимо внимательно смотреть на логотип, если уже приобретали билетик. Знак располагается, как правило, на видном месте, чтобы пассажиры не путались. Если в процессе поездки приходится переходить с одной линии на другую, приготовьте билет. Его необходимо будет представить автоматическому контролю между станциями.

Метрополитен открыт с пяти часов. Пиковые нагрузки наступают почти сразу. Люди едут на работу. Наплыв пассажиров спадает к 9-30. Вечерний пик приходится на время с 18-00 до десяти. Кроме того, в пятницу подземка переполнена офисными служащими и другими тружениками, едущими загород после корпоративных вечеринок. Замирает подземное движение в час ночи. За день токийское метро перевозит порядка 10 миллионов человек.

Вот что о японском метро пишет американская писательница Карин Мюллер:

Каждый будний день огромная движущаяся волна мужчин и женщин с портфелями выплескивается на улицы жилых кварталов, водопадом стекает по ступеням станций метро и распадается на тонкие ручейки, текущие каждый к своему поезду. Я пристраиваюсь в хвост. Мы шагаем к краю платформы и с великим трудом набиваемся в переполненный поезд. Я оказываюсь в тесном кольце совершенно незнакомых людей. Меня до сих пор поражает, как это японцы, у которых вообще не приняты публичные прикосновения, умудряются пережить это ежедневное вторжение в личное пространство.
Но даже в переполненном вагоне этикет – это все. Специально для этого случая был разработан уникальный кодекс поведения, призванный поддерживать гармонию. Нельзя смотреть другим пассажирам в глаза. Нужно вообще делать вид, будто их не существует: даже если кто-то чихнул, не вздумайте сказать «Будьте здоровы». Японцы игнорируют любое поведение, которое потенциально может вовлечь их в разговор, – будь то дружелюбная улыбка или пьяная развязность. Они стараются не привлекать к себе внимания, по возможности вокруг себя создают некое пространство, но если физический контакт неизбежен, не нужно воспринимать это как личное оскорбление.
Как правило, японцы в поезде впадают в некое медитативное состояние – настоящее искусство передвижения на метро в стиле дзен. На лицах появляется застывшее выражение, как у дряхлых стариков, оставшихся дома в одиночестве, или у моделей, позирующих нагишом. Они не выглядят несчастными или недовольными: на лицах написано лишь спокойное достоинство. Они погружаются в некое место внутри себя, которое находится в тысяче миль отсюда.
На нужной станции срабатывает внутренний будильник, и пассажиры выходят из транса. Их выдавливают из поезда, как зубную пасту из тюбика. В следующие несколько секунд они разбегаются по многочисленным сверкающим небоскребам.

Особенности японского метрополитена

  • Запрет на курение во всех помещениях метро был введен ещё 1 января 1988 года, хотя в следующей статье будет описан инцидент, связанный с «запрещенным» курением.
  • Вагоны в метро имеют систему кондиционирования и подогрева сидений.  Система кондиционирования воздуха внутри вагонов  началась с 1 июня 1988 года с части линий и закончилась в июле 1996 года на всём протяжении токийского метрополитена.
  • В часы пик интервалы между поездами составляют 2-3 минуты. Учитывая большое количество людей, желающих уехать в «горячее» время, в метрополитене работают специальные сотрудники  おしや oshiya, которые помогают людям поместиться в вагоне (дословно: человек, который помогает заталкивать людей в спешке).
  • В марте 2002 года впервые после войны на работу в должности машиниста подвижного состава была принята женщина, работала она на линии Гиндза.
  • Согласно статистическим исследованиям, проведенным в период 1996—2004 годы, количество нежелательных ухаживаний в вагонах подземки значительно возросло. Приставания в метро особенно раздражали родителей школьниц. Девочки в мини-юбках все чаще становились объектами нежелательного внимания. Жалобы обиженных женщин были учтены управляющими компаниями. С 2005 году в метро появились «женские вагоны».
  • Уже в октябре 2004 в метро Токио начала предоставляться услуга беспроводного доступа в интернет на всех станциях. При этом в японском метро, как впрочем на всём транспорте, не принято разговаривать по мобильному телефону и рекомендовано переключить телефон на беззвучный режим работы.
  • 15 марта 2008 на линии Тиёда открылся экспресс-сервис «Романтический вагон».
  • В 1995 году токийский метрополитен стал сценой для одного из самых зверских террористических актов. Злоумышленники пронесли в разные поезда пакеты с отравляющим газом зарином. Благодаря хорошей вентиляции, необходимой для нормальной работы подземки, газ быстро распространился по всей системе. В результате пострадало более шести тысяч человек.

В этом видео очень хорошо и интересно рассказано о токийском метрополитене.