Доброго времени суток, уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы затронуть такую неоднозначную тему как инклюзивное образование в Японии. За последние несколько десятилетий система образования во всём мире кардинально изменилась и возможность обучения детей, с ограниченными возможностями в обычных школах стало важной задачей для многих стран.

Само понятие инклюзивное образование предполагает такие изменение внутри образовательной системы, которые отвечают потребностям и способностям лиц с ограниченными возможностями.

Показатель успешной инклюзии в образовании это совместное взросление разных детей и принятие всеми членами общества их различий.

Японию принято считать передовиком инклюзивного образования.

В короткое время эта страна перешла от дискриминации инвалидов до создания им необходимых условий и включения их в общество. Формально это связывают с присоединением к Конвенции о правах инвалидов и принятием Саламанкской декларации. Фактически ещё с 1970-х годов Правительство Японии начало разрабатывать нормативные акты способствующие расширению возможностей образования инвалидов. Основные законы, закрепляющие национальные стандарты и политику государства относительно лиц, имеющих физические отклонения были приняты в 1990 году, это законы  Об образовании и О защите инвалидов.

Так же в Японии создана Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране.

Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц, с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Не просто стремление быть как все, а реализация собственных возможностей и способностей.

В Японии вовлеченность особенных детей в социум начинается с детского сада и продолжается до высшей ступени школы. С самого раннего возраста детей учат гуманному отношению к инвалидам, прививают  навыки заботы о лицах, нуждающихся в посторонней помощи. Это реализуется путём совместного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, совместных игр.

Родители особенных детей имеют право выбора, в каком дошкольном (учебном) учреждении будет обучаться ребенок. Это могут быть как специализированные учреждения, так и обычные. В большинстве своём родители предпочитают, чтобы их дети росли среди своих сверстников в обычных условиях. При этом в Японии вся инфраструктура построена таким образом, что человек с ограниченными возможностями не испытывает явные затруднения в передвижении и общении.

Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и  поступают в начальную школу. Так особые потребности детей реализуются в общеобразовательных школах. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.

Примечательной особенностью инклюзивного образования в школе является организация так называемых комнат ресурсов. Обычно эта программа действует для начальных и средних школ. Это пространство, где дети-инвалиды, обучающиеся в обычных школах, могут получить консультацию специалистов. Такая программа действует для детей с диагнозами аутизм, различными расстройствами слуха, речи и зрения, эмоциональными нарушениями.

Помимо обучения в малых подгруппах и действия комнат ресурсов для некоторых детей предусмотрены тьюторы (наставники), которые могут осуществить индивидуальную помощь детям. Для детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, учитывающие анамнез, результаты психологического и социального тестирования.

Если в России существует тенденция сокращения коррекционных школ с развитием инклюзивного образования, то в Японии реализуется модель «сосуществования». Наряду с инклюзией существуют специальные школы для детей с нарушениями в развитии, так же охватывающие все ступени обязательного образования.

Для успешного внедрения инклюзивного образования учителя японских школ проходят специальную подготовку. Работа с особыми детьми требует дополнительных навыков коммуникации, изучения психологии, медицинской помощи. Результатом работы учителей является воспитание детей таким образом, чтобы в дальнейшем обычные и особенные дети могли понимать друг друга, работать вместе, полноценно жить в одном обществе. Обучение детей с ограниченными возможностями требует немалых финансовых затрат, как правило создание нормальных условий для таких детей увеличивает стоимость до 10 раз. Основная часть финансирования расходов осуществляется государством.

инклюзивное образование

Инклюзивное образование в Японии

По окончанию обучения у инвалидов есть реальные возможности трудоустройства. Существуют льготы для компаний предоставляющих рабочие места для данной категории.

Отдельным пунктом стоит отметить отношение к инвалидам в стране. Здесь не принято проявлять жалось, обращать внимание на особенности, ведь люди с инвалидностью полноценные члены общества. В общественных местах можно увидеть как дети на экскурсии ненавязчиво и корректно помогают своим одноклассникам с ограниченными возможностями. По инициативе детей часто организуется совместный отдых с семьей такого ребенка. В целом в Японии действительно адаптируется среда под потребности человека. К примеру, середина тротуара может быть вымощена специальной рифленой плиткой, которая служит ориентиром для незрячих людей. Во многих местах установлены таблички со шрифтом Брайля. Так же существует опыт по привлечению инвалидов разных категорий для тестирования новых зданий, чтобы выяснить насколько возможно их беспрепятственное передвижение.

Несмотря на представляющуюся радужную картину, существуют некоторые подводные камни.

Во-первых, это большая наполняемость японских классов, около 40 человек. В такой ситуации на плечи педагога ложится колоссальная нагрузка. Но и в этом направлении ведется работа, уже сейчас в некоторых регионах страны снизилась наполняемость до 25 человек в классе.

Во-вторых, все же есть направленность на погоню за внешним успехом, при этом не реализовываются индивидуальные способности детей, а происходит «натаскивание» для кратковременного, но ощутимого результата. Справедливости ради стоит отметить, что такая ситуация вообще характерна для образования, особенно при сдаче экзаменов и тестов.

В-третьих, как пишет представитель национальной ассоциации Сатоси Аракава, существует тенденция к возрождению дискриминации детей-инвалидов даже по признакам и степени тяжести заболеваний, с которой дети сталкиваются ещё при поступлении в учебное заведение. К этому добавляется формализованный подход к обучению и высокая конкуренция, что зачастую заставляет детей покидать учебные заведения.

При всех положительных и отрицательных моментах в развитии инклюзивного образования в Японии можно сказать, что здесь вопрос вовлечения инвалидов в общественную жизнь является не формальностью, забота об инвалидах и прежде всего о детях с ограниченными возможностями это обязанность не только государства, но и каждого члена общества. Создаются различные ассоциации, призванные помогать в решении вопросов, в том числе в области инклюзивного образования лицам с нарушением зрения, слуха, существуют группы волонтеров, которые оказывают конкретную индивидуальную помощь.

инклюзивное образование

Инклюзивное образование в Японии

О том, что у японцев особое отношение к детям и их воспитанию можно почитать здесь . Любой ребёнок будь он здоров или болен прежде всего ребёнок, требующий любви и тепла и такой любовью японские дети окружены с самого рождения. В японском кинематографе создано много фильмов, основанных на реальных историях о жизни детей, которым пришлось многое пережить. Здоровье это всё, но когда оно подорвано, жизнь становится борьбой, борьбой с самим собой, с обстоятельствами, борьбой за каждую минуту жизни. Культовой картиной в Японии стал фильм «Один литр слёз», основанный на реальной истории  японской школьницы Аи Кито. Фильм снят на основе дневника, который вела Ая. Несмотря на то, что события (реальные) происходили в 70-х – 80-х годах можно увидеть и сделать выводы о жизни детей-инвалидов в японском обществе, об отношении к ним, о желании окружающих помочь им, есть и противоположное мнение и отношение. Но самое главное жизнь Аи Кито научила многих ценить и любить то, что имеешь. Если вы не смотрели этот фильм, рекомендую, фильм заставляет пересмотреть жизненные ценности.

На этом у меня всё, до встречи в следующих публикациях.