Японская нация известна тем, что всё то передовое, что имеется в Японии сегодня,  было позаимствовано у других наций и государств.  Япония  как государственность сформировалась на образах и учениях, позаимствованных в   Китае и  до сегодняшнего дня политика внедрения в свою жизнь передовых технологий со всего мира  продолжается. Но Япония не просто копирует что-то, а отбирает самое лучшее и внедряет  с учетом своих особенностей.

Не избежала эту схему и система образования Японии. Ещё в  средние века с  VI  по  IX век, Япония активно заимствовала письменность,  культуру, конфуцианство и буддизм в Китае.  Уже в IX веке, в столице Японии Киото было пять  образовательных учреждений — высших школ. Центрами образования Японии в средние века являлись монастыри  дзэн-буддизма.

В XIX  веке Япония переключилась на Европу, как  передовой культурно-образовательный  центр  и в частности на Францию. Япония стала перенимать всё передовое у французов, организовывались   поездки  на учёбу во Францию,  приглашали  французских учителей к себе в страну.

После второй мировой войны, когда японцы  непосредственно  столкнулась с американцами и её культурой на своей земле, они поняли, что культурный и образовательный центр из Европы переместился в Америку. И соответственно — всё, что можно было узнать, изучить и затем воплотить в свою жизнь из американской системы образования (и всего другого), японцы изучили и воплотили.

И до сих пор система образования в Японии напоминает американскую. Но не всё было легко и гладко. В  60-е годы  в Японии проходили студенческие волнения, в которых принимали участие и преподаватели. От правительства Японии требовали искоренения жестокости,  исключения  единообразия и  предоставления альтернативы.

В восьмидесятых годах, после длительного обсуждения была проведена реформа системы образования, которая заключалась  в следующем:  разработка политики непрерывного образования,  увеличение финансовых вложений в образовательный процесс,  изменение методики преподавания, индивидуальный подход к учащимся, информационная и техническая оснащенность процесса образования и другие  мероприятия.

Общая система образования в Японии выглядит следующим образом:

  •  детский сад — период пребывания в детском саду составляет 3 года, детей принимают с  трёх лет 
  •  начальная школа — щёгакко ,  в которую принимают  с 6 лет и образовательный процесс длится  шесть лет
  • средняя школа — чюгакко, с 12 лет, обучаются три  года
  • высшая средняя школа (старшая школа) -  котогакко, с 15 лет, обучаются   три года
В японской школе дети  обучаются 12 лет. Обучение  в школе (за исключением старшей)  бесплатное  Обязательным образованием является девятилетнее, после окончания девяти классов ученик может поступить  в технические колледжи.  После окончания старшей школы обучение можно продолжить в университете, а затем в аспирантуре.
Обучение в старшей школе, так же как и обучение  в университете носит платный характер. Обучение в государственных  образовательных учреждениях значительно дешевле.
В Японии существует три вида школ:
  • национальные школы
  • государственные или публичные школы
  • частные школы
Основную массу школ  составляют государственные школы  - 99%, затем  частные — 0,7% и национальные  школы — 0,3%.
Государственные  школы являются основным видом обучения в Японии.
Национальные школы  представляют собой элитарный вид образования и так же финансируются государством, что означает, что обучение в школе бесплатное.  Что бы попасть в национальную школу, необходимо пройти определенный конкурс -отбор . Как правило в национальных школах учатся дети, так называемой элиты: политиков, знаменитостей, бизнесменов.
Обучение в частных школах, также считается престижным, но обучение платное и достигает 5000  долларов в год.