В ранние времена, когда ещё Япония жила по лунному календарю,  был у них в каждом сезоне день, который  стоял на стыке времен года  и назывался этот день Сэцубун (разделение сезонов), По старому стилю первый день весны считался началом Нового года,  так что Сэцубун в конце зимы был последний день в году, и имел особенные ритуалы и  обычаи. 

Сэцубун —  это день, в который проводятся обряды очищения и изгнания зла. Этот праздник является для японцев ключевым, они благодарят бога за процветание и защиту и верят, что бог изгонит демонов и принесет  удачу и богатство в предстоящем году, также молятся за удачный весенний посевной сезон и сбор хорошего урожая. Сегодня в Японии (в отличие от старых времен) это единственный Сэцубун, который празднуется на всей её территории.

Сэцубун —  празднуется в первый день весны по лунному календарю — 3 или 4 февраля. Этот праздник отмечается как в семейном кругу, так и в широких масштабах в  синтоистских и буддистских храмах и святынях.

Истоки возникновения Сэцубуна пришли из Китая и распространились на территории Японии в 709 году.  В Китае на Новый год, люди переодевались в медвежьи шкуры  и маски и проводили церемонию изгнания демонов. Япония переняла  эти ритуалы и в IX веке обряд изгнания злых демонов был включен в цикл ежегодных мероприятий, наблюдаемых при императорском дворце. А в период  Муромати эта церемония была  перенесена на Сэцубун.

 На протяжении многих веков японский народ исполнял ритуалы с целью изгнания злых духов в начале весны. В 13 веке  для изгнания злых духов использовали сильный запах горящих голов сардин, которые издавали зловоние, демонов отпугивали дымом горящего дерева и шумом барабанов. Сегодня такой ритуал не пользуется большой популярностью, но в некоторых местах Японии продолжает использоваться именно этот способ изгнания демонов.

В период Муромати  появился ритуал  очищения  Мамемаке, дословно метание бобов.   Атрибутом праздника являются жаренные бобы, которые раскидывают в храмах, дома или на улице, где происходит ритуал изгнания демонов. Если ритуал исполняется дома, то как правило бобы раскидывает мужчина или женщина, родившиеся в соответствующий  год животного,  по китайскому зодиаку, если такового не имеется, то эту миссию выполняет хозяин дома.

festival_setsubunВ семьях где есть дети этот праздник превращается в веселье. Обычно дети  делают маски из листа бумаги, затем выбирают того (взрослого), кто оденет маску, а остальные члены семьи забрасывают они (демона) бобами и выкрикивают слова они ва сото, фуку ва учи (демон наружу, удача вовнутрь), по русски это будет звучать демон уходи, удача приди. Затем предполагается, что бобы необходимо подобрать и съесть то количество бобов, которое соответствует вашему возрасту плюс один. Тогда все хвори и невзгоды покинут вас.  В некоторых регионах вместо бобов используется арахис.  Сэцубун с успехом празднуется в детских садах и школах.

Кроме поедания бобов и вывешивания голов рыбы есть ещё традиция, связанная с фестиваль Сэцубунпразднованием  Сэцубун — так в этот день принято есть  Эхо-маки. Возник этот ритуал в регионе Кансай  и распространился на другие части Японии. Эхо-маки, это счастливые рулеты, которые необходимо есть молча, повернувшись в определенную сторону и думая о своем желании на предстоящий год. Каждый год направление меняется. В магазинах Японии 3 февраля можно купить эхо-маки, здесь же можно ознакомиться в каком направлении необходимо смотреть в конкретном году.

Особенно зрелищно и интересно Сэцубун проходит  в храмах. На праздновании Сэцубун присутствует большое количество местных жителей.  В последние годы стало обычной практикой, когда храмы приглашают на Сэцубун известных личностей, рожденных под китайским зодиакальным знаком на этот год, которым предлагается разбрасывать бобы. Обжаренные бобы помещаются в небольшой деревянный ящик (симы), такой же ящик используют для измерения риса или саке.  Сначала в храмах проходят религиозные обряды, затем из храма выбегают демоны (они) и  с смешиваются с толпой,  монахи гонят демонов по улице и они исчезают, но затем возвращаются вновь. Здесь и  начинается обряд мамемаке, уважаемые гости (или монахи) начинают кидать бобы в демонов припевая они ва сото, фуку ва учи.  Само мероприятие проходит шумно и весело, присутствующим бесплатно раздают сладкое саке.

После изгнания демонов принято в толпу кидать маленькие сувениры, завернутые в фольгу. В качестве сувениров могут быть конфеты, закуски, монеты и посущественней сюрпризы. Присутствующие интенсивно ловят сувениры, что даже монахи вынуждены призывать к осторожности. Особенно ловкие могут уйти после этого праздника с хорошим уловом сувениров.

Благодаря интересному и забавному обряду мамэ-маки, Сэцубун по-прежнему является популярным традиционным мероприятием в Японии.