Бонсай — это искусство выращивания миниатюрных деревьев. Пришло это искусство в Японию из Китая более тысячи лет, но именно в Японии  искусство выращивания карликовых деревьев достигло своего совершенства и завершенности. И сегодня бонсаи ассоциируется со страной восходящего солнца. Слово бонсай состоит из двух иероглифов и дословно означает плошка и дерево, дерево, выращенное в плошке.

Бонсай создают для любования, созерцания и эстетического эффекта. В  начале семнадцатого века многие богатые семьи Эдо (ныне Токио) выращивали растения в небольших контейнерах, но только в восемнадцатом веке выращивание миниатюрных деревьев стало превращаться в искусство. Внешнему виду миниатюрного дерева стали придавать большое значение и формировать в соответствии с определенными правилами, так появились стили, которые впоследствии стали классическими.

Заниматься выращиванием бонсаи ранее могли себе позволить только богатые семьи, за этим занимательным и трудоемким занятием проводилось много времени. Затем постепенно увлечение  бонсаи перешло на семьи самураев, а затем стало массовым увлечением.

Упоминание о бонсаи встречаются на ранних этапах истории Японии, так в 14 веке написана пьеса о бедном изгнанном самурае, который жил далеко в горах, и к которому в ненастье постучался уставший и замерший путник. У самурая не было дров, чтобы обогреть продрогшего путника и он использовал  свои три бонсая в качестве дров. Уставшим путником оказался сёгун, который впоследствии восстановил в правах самурая и подарил ему земли умэ (слива), мацу (сосна) и сакуру (вишня), в количестве  и названии сожженных бонсаи. В последующие года  художники неоднократно создавали гравюры по мотивам этой популярной драмы.

В 17-м веке появились истории о том, что сёгун Иэмицу Токугава так много времени уделял выращиванию бонсаи, что его советник был вынужден убрать эти деревья как можно дальше, но это не остановило сёгуна и он продолжал создавать формы миниатюрных деревьев.

В 18-м веке бонсаи уже интересовалось большое количество людей и в Киото стали проводится ежегодные выставки миниатюрных деревьев, на каждую такую выставку доставлялись новые виды бонсай. В 1829 году вышла первая книга, в которой техника выращиванию миниатюрных деревьев — бонсай рассматривается как искусство.

Император Мэйдзи проявлял большой интерес к искусству бонсаи и пытался подогреть интерес к бонсаи окружающих его людей. Те чиновники, кто не проявил должного интереса к бонсаи впали в немилость. Так что искусство бонсаи, хотели того или нет министры, стало неотъемлемой частью их жизни и новой традицией Японии. Правительственный дворец Мэйдзи как внутри, так и снаружи был уставлен миниатюрными деревьями.

Выращивание карликовых деревьев — сложное и трудоемкое занятие. Бонсаи это настоящие деревья взятые из природы и с помощью определенных способов, превращенные в маленькие копии своих больших собратьев.

Для бонсаи используют разные виды деревьев, большой популярностью пользуются вечнозеленые хвойные деревья, такие как: сосна, можжевельник, кипарис, пихта, ель. Наряду с классическими для бонсаи деревьями используются: клены (момиджи), вишня (сакура), сливы, абрикос, бук,  акация, азалия и многие другие виды деревьев и кустарников.

Существует несколько стилей бонсаи:

бонсай

 

 

формальный прямой стиль (чёккан), самый широкий ствол у основания, который сужается к верхушке дерева

 

 

бонсай

 

неформальный прямой (моёги) —  ветви и ствол могут быть немного искривлены, но вершина дерева всегда располагается прямо перпендикулярно к основанию ствола и земле

 

 

бонсай

 

 

Сдвоенный ствол (сокан), этот стиль представляет собой композицию из двух стволов с одной общей кроной

 

 

бонсай

Стиль каскад (кэнгай) — имитирует деревья, которые в природе растут на склонах гор  или на берегу реки над водой.  В этом случае вершина дерева опускается гораздо ниже  грунта, в котором размещено дерево. Похожий на предыдущий стиль — стиль полукаскад (хан-кэнгай), вершина дерева остается на уровне почвы, в котором расположено само дерево

 

 

бонсаи

Объединенный корень (нэцунагари) — при этом стиле часть ствола засыпается землей  и ветки одного дерева выглядят как отдельные деревья.

 

 

Есть ещё много интересных стилей бонсай, которые будут рассмотрены позже.

Бонсай не является комнатным растением, поэтому предпочтительнее, чтобы они росли в естественных условиях, то есть на свежем воздухе.  Зимой требуется особый уход за деревьями и соответственно дерево может расти на улице в случае, если это его родной климат, при необходимости дерево помещают в дополнительную емкость или укрывают корни до первых веточек. Бонсаи любит солнце и свет, при таких условиях он может адаптироваться и к комнатным условиям.

бонсай

Литературный стиль (бунджинги) —  характеризуется голым, как правило, искаженным стволом и минимальным количеством листвы в верхней части дерева.

Размеры бонсаи могут быть от крошечных — до 2,5 сантиметров до огромных (по меркам бонсаи) —  больше метра.

В бонсаи всё важно, не только форма, но и горшки, которые должны обязательно гармонировать  с общей композицией, камни, имитирующие горы и скалы. При этом в отличие от китайского стиля, японцы считают, что керамические горшки для бонсаи не должны быть яркими и предпочитают земляные или тёмные цвета.