В Японии после новогодних праздников, где-то до середины января принято посетить храмы и помолиться одним из любимых богов японцев — семь богов счастья (удачи) — щичифукуджин. Эти боги появились в Японии, в древнем городе Киото приблизительно в 14 веке в период Муромати, они не являются «местными» жителями Японии. Боги прибыли из разных стран: Китая, Индии, один бог Эбису — японский, и из разных религиозных течений, таких как синтоизм, даосизм, буддизм и брахманизм.
Число семь и в Китае, и в Японии является священным числом. Свитки на которых были нарисованы семь богов в XIV веке можно было встретить в Киото на стенах в чайных, с учетом японского колорита свитки были разукрашены и стали приобретать популярность среди населения. Семь богов счастья это божества, приносящие удачу, достаток, мудрость, богатство и долголетие. Согласно легенде они прибыли к берегам Японии на корабле удачи «Такарабунэ», на корабле, наполненном сокровищами, рисом, кроме материальных благ корабль был наполнен мудростью, долголетием, здоровьем и удачей.
Но поначалу боги существовали отдельно друг от друга и позже они были объединены в единую группу веселых и жизнерадостных богов. Состав и количество богов в этой великолепной семерке менялся и только в XVII веке эта группа была сформирована в том виде, в котором представлена на сегодняшний день. Семь богов представляют собой семь добродетелей - долголетие, богатство, искренность, достоинство, известность, великодушие и дружелюбие. Семь богов это: Эбису, Дайкоку, Бищямон (или Тамонтэн), Бэндзайтэн, Фукурокуджю, Хотэй и Дзюродзин.
Три бога - Дайкоку, Бищямон и Бэндзайтэн заимствованы из Индии, Хотэй, Дзюродзин и Фукурокуджю пришли из Китая, бог Эбису — единственный из семи богов имеет японское происхождение. Согласно древней легенде Эбису первенец первых и главных богов Японии Идзанаги и Идзанами, он родился без костей за что его назвали Хирако — головастик, незадолго до своего трехлетия он был унесен на лодке в море. После долгих скитаний по волнам его лодку прибило к берегам острова Мацумаэ (ныне Хоккайдо), где его и подобрал айн (аборигены острова) Эбису Сабуро. Преодолевая большие трудности Хирако отрастил себе руки и ноги и превратился в бога Эбису.
В Японии каждому из семи богов построен отдельный храм и находятся эти храмы недалеко друг от друга, чтобы в период паломничества верующие могли переходить от храма к храму и молиться богам удачи. Как правило в период массового посещения храмов, между ними стоят указатели, так что даже приезжие без труда смогут найти дорогу ко всем храмам семи богов, но в это время года не ошибешься, если просто будешь двигаться за толпой, которая следует перед тобой, так как маршрут у всех один — святилища божеств удачи.
Давайте познакомимся с добрыми, весёлыми и щедрыми божествами, так почитаемыми японцами.
Эбису — самый любимый японцами бог из счастливой семёрки. Его всегда изображают в шляпе, с удочкой в правой руке и рыбой тай (священная рыба) в левой. Изначально это был бог рыбаков, затем стал почитаться земледельцами и торговцами. Бог Эбису ещё заботится о здоровье маленьких детей, также считается, что он обеспечивает безопасное путешествие.
Японцы, кому требуется удача в торговых делах, рыболовстве или земледелии обязательно стремятся посетить храм Эбису, помолиться и приобрести амулет. В храмах всем желающим за 3000 иен продадут ветку бамбука, которая символизирует постоянство и стабильность. Бамбук — символ бога Эбису, помимо этого служители храма предложат другие талисманы и украсят ими веточку бамбука. Этот бамбук устанавливается дома и в течении года помогает её владельцу в делах. По истечении года бамбук относят в храм и там сжигают.
Дайкоку — бог богатства и домохозяйства, в частности на кухне, является покровителем крестьян. На голове его плоская черная шляпа, а на лице широкая улыбка. Его изображают стоящим на двух мешках риса, с мешком за плечом и молоточком, исполняющим желание. При каждом постукивание молотком появляется желаемое и падают монетки, а за плечом в мешке у него мудрость и терпение, а возможно сокровища или рис. Дайкоку, так же как и Эбису поклоняются фермеры и часто этих двух богов изображают вместе, так как приносят они достаток и богатство.
Бищямон (или Тамонтэн) — его изображают в самурайских доспехах, с копьем в одной руке и небольшой пагодой в другой, символизирующей божественную сокровищницу. Он является покровителем воинов, юристов и врачей, приносит удачу и богатство.
Бэндзайтэн — единственная женщина, среди богов удачи символизирует мудрость, любовь, искусство, красноречие и красоту. Фигурка Бэндзайтэн изображается с традиционной японской лютней — бива, её спутниками всегда является змея и вода. Бэндзайтэн считается также божеством воды. Есть и другой образ божества — воинственная восьмирукая богиня, держащая в руках копья, мечи и другое оружие. Но японцам ближе обаятельная и красивая покровительница всего прекрасного и поэтому именно этот образ прижился в Японии. И в храм Бэндзайтэн приезжают люди искусства, чтобы помолиться и получить вдохновение.
Фукурокуджю — бог мудрости, удачи и долголетия. Его изображают с вытянутой головой в сопровождении черного оленя, считается, что если олень прожил 2000 лет, то он становится черным или журавля с черепахой. Фукурокуджю является повелителем южной полярной звезды. Его часто изображают с веером в руках. Это единственный из семи богов, который может воскресить из мертвых взмахом своего веера. так же с помощью веера бог может отогнать злые силы.
Хотэй — как и Дайкоку считается богом богатство. Но он также бог смеха и счастья, сострадания и добродушия. Его изображают смеющимся толстяком с мешком риса. Хотэй любит детей и помогает слыбым. Есть поверье, если загадать желание и потереть его живот триста раз, желание обязательно сбудется. Хотэй, единственный из семи богов воплощает в себе образ реально существующего в X веке странствующего китайского монаха, который был предсказателем и его пророчества обязательно сбывались.
Дзюродзин — бог долголетия, счастья и бессмертия, атрибутами его компании являются олень, черепаха и журавль — символы долголетия. Он изображен с улыбкой на лице, в шапочке, характерной для ученых, в руках держит посох-щяку и свиток, в котором указаны сроки жизни, всех обитающих на земле существ. Ещё Дзюродзин изображают, пьющим саке, это веселый жизнерадостный бог, которому не чужды мирские утехи. Дзюродзин покровительствует ученым и преподавателям.
Существуют региональные отличия щичифукуджин. В каждом регионе Японии описания божества и его характеристика может отличаться, но общее у всех богов, это то, что они приносят удачу, достаток и богатство.
Как правило у каждого божества свой храм, но есть места, в которых в одном храме могут уживаться два божества, а могут и все семь. Таких храмовых комплексов, посвященных семи богам удачи, на территории Японии более 100, в одном только Токио более 20 святынь посвящены божествам счастья и за период до 15 января, только один храм могут посетить до 30 000 паломников.
Так интересно написали, что сразу захотелось посетить, хоть один храмовый комплекс, в этой замечательной стране.