Образовательный процесс  для японских детей начинается с момента поступления  в детский сад и  плавно и непрерывно  перетекает  из одной стадии в другую.  Особенности школьного образования  в Японии заключаются во-первых с непривычной  для нас   даты  начала учебного года в  японских школах.

Для японских детей   школьное обучение начинается с апреля.  Связывают это  с началом цветения сакуры. А почему бы и нет, когда природа обновляется   и вокруг  благоухает такая красота, возможно и настрой на учебу у детей должен быть выше.

Начало учебного года, приходящего по нашим меркам на конец учебного года (простите за каламбур), для нас непривычен. В России учебный год начинается с 1 сентября, практически во всей Европе дети приступают к обучению в сентябре, в некоторых странах не позднее  октября. В Америке так же учебный год  в каждом штате имеет свою дату, но в целом  образовательный  процесс в школах начинается  с августа по сентябрь.

Но для Азии начало учебного года  март—апрель не удивителен (в Корее учебный год начинается в марте),  в Индии ребятишки начинают учиться  вообще летом —  1 июня. Это нам летом хочется отдохнуть, искупаться, позагорать — а у них всегда лето.  (Это  я, конечно, не серьёзно, у каждой страны есть свои причины и аргументы почему, что-то происходит именно в это время, я этот вопрос не изучала).

Вернёмся к Японии: в учебном  году —  три триместра  и первый длится с апреля по 20 июля, затем предоставляются самые длинные летние каникулы и ко второму этапу обучения приступают с 1 сентября, затем с 26 декабря по 6 января  зимние каникулы и 7 января наступает последний триместр, который заканчивается  25 марта и вместе с ним заканчивается учебный год.  Через неделю ученики вновь приступят к занятиям, но станут старше на один класс.

Как видим каникулы у российских детей значительно длиннее. Но японские дети не перестают учиться во время недолгих каникул, так как им выдают домашнее задание, а часть из них продолжает обучение  в специальных школах и на  курсах.  И родители, и сами школьники знают, что обучение в школе не обеспечит им достаточный уровень знаний, благодаря, которому можно будет в дальнейшем поступить в государственный университет.

Поэтому подавляющее большинство учеников параллельно с обучением в школе посещают частные школы (дзюку)  и подготовительные школы (ёбикоо). Обучение это происходит после школы  и для Японии типично, что в 9 часов вечера улицы и общественный транспорт заполняется учениками с ранцами, которые после окончания  дзюку  возвращаются домой.

Посещают дети дополнительные образовательные учреждения и в воскресенье, несмотря на то, что суббота у них считается учебной. Такая интенсивность обучения, носящая массовый характер — это ещё одна особенность школьного образования в Японии.

В государственных и национальных школах учебники выдают ученикам бесплатно.  Все школы работают по единым программам, утверждённым Министерством образования Японии, но элитарные школы имеют право их изменять и корректировать по своему усмотрению, при этом меняя незначительно количество часов либо вводя дополнительные предметы.

Так же особенностью школьного образования в Японии считается, что  несмотря на то, что все школы работают по единым программам, тем не менее в Японии нет единых учебников, особенно по предметам, связанным с историей, географией, литературой и др. Так как эти вопросы изучаются с учетом региона проживания учеников. То есть  школа углубленно изучает свой край, свою природу, климат, историю развития региона, известных людей, проживавших в этой местности.

В государственных (публичных) школах, наполняемость класса достаточно высокая до 40 человек. Класс как правило разбит на группы по 4-6 человек, в каждой из которой есть свой лидер. Группами ходят в школу, группами общаются вне занятий, ребёнок не бывает один, он всегда в обществе.  В школе продолжается активная  социализация  учеников.

Школы как правило расположено  близко с местом проживания учащихся. Школа имеет свою форму,  в начальной школе  форма не обязательна, но начиная со средней школы   сэйфуку   (школьная униформа)  обязательна. И  традиционно для мальчиков  предусмотрена форма в военном стиле, а для девочек матроски.

Как говорилось раньше, полное образование для японского школьника не обязательно, достаточно закончить среднюю школу, но тем не менее более 95% детей продолжают своё обучение в старшей школе. И очередная особенность школьного образования в Японии состоит в том, что  процент государственных школ реализующих программы старшей  школы  сокращаются с 99% до  75,7% ,  на смену государственным приходят частные школы процент, которых увеличивается до 24.

Как и у нас с детьми дома занимаются мамы, но намного интенсивнее и активнее, мама принимает участие в школьной жизни своего чада часто посещая её.  Надо иметь ввиду, что  японская женщина как правило не работает или работает  неполный день. Со своей стороны японский ребенок (ученик) достаточно дисциплинирован и занятия практически не пропускает.  Процент посещаемости занятий детьми составляет — 99,98%.  Что кажется фантастическим.

Есть наверное секрет такой высокой посещаемости.  Не знаю как в школе, но на примере учебы в институте японского языка  могу сказать как мотивируют учащегося на посещение занятий: несмотря на то, что за обучение заплачены немалые деньги, в случае, если учащийся приболел ему разрешают не приходить на занятия, НО для того, чтобы затем получить документ об окончании учебного заведения, студенту необходимо пропущенные занятия отработать, то есть прозаниматься  дополнительно с преподавателем, но за дополнительную плату и за один день пропуска пришлось дополнительно заплатить по нашим деньгам — 6 000 рублей.  После этого подумаешь стоит ли болеть или лучше ходить на занятия.  Понятно, что это другая ситуация, но принцип, что найти стимулирующее начало можно всегда.

Если вас заинтересовала тема обучения российских граждан в японских языковых школах, то рекомендую почитать следующие статьи: